Месяц назад Василий ПАНКРАТОВ был назначен директором Музея-заповедника «Гатчина». Он рассказал Online812, почему этот музей никогда не станет обычным туристическим аттракционом.
– В чем главная фишка “Гатчины”?
– Сегодня это подземный ход, ведущий из Гатчинского дворца к гроту “Эхо” и далее к Серебряному озеру. Ничего там особенного нет, но там играли еще наследники престола, и именно он вызывает наибольшее внимание публики. Мне кажется, что это неправильно.
– А что правильно?
– Дворец и парк.
– Но они есть в других местах, а подземного хода нет.
– Такой красоты парка с таким водным пространством и такого огромного дворца нет нигде.
– В чем главная проблема “Гатчины”?
– Этот музей-заповедник рассматривается всеми как последний в ряду – Царское Село, Петергоф, Павловск, Ораниенбаум. Спросите любого человека и получите такой ответ. Из этого ряда надо выделиться.
Главный интерес должны вызывать реставрируемые помещения. Обычный посетитель примерно представляет себе, что увидит в парадных залах. “Гатчина” должна сместить акцент с показа отреставрированных помещений (их всего 15%) на те, что находятся в работе.
– Но сколько вы можете одновременно реставрировать – 5 – 10%?
– Надо показывать как можно больше. Отремонтировать Арсенальное каре, настелить полы и показывать публике. “Гатчина” – это место, где жили все императоры, начиная с Павла. О них можно рассказывать. В других комнатах проводить концерты, выставки. Главным мне представляются детские программы, уже существуют театрализованные экскурсии, которые ведут актеры, одетые в костюмы разных эпох.
– На какого туриста вы рассчитываете?
– Зарубежный турист ждет блеска, в “Гатчину”, какая она есть сегодня, он поедет в последнюю очередь. Наша целевая аудитория живет в Петербурге, задача – привлечь петербуржцев, которые приезжали бы семьями на целый день в парк и дворец. Чтобы жители мегаполиса воспринимали заповедник как дачную территорию Петербурга. В начале 2011 года в ЦВЗ “Манеж” запланирована выставка “Поедем в Гатчину”. Не наукообразная, а яркая аттрактивная.
– Вход в Гатчинский парк платный?
– Сегодня – свободный. Это неправильно, потому что не дает возможности охранять парк. Я буду стремиться ограничить доступ в парк, что вызывает бурные протесты гатчинцев. Они считают его частью города. Только что я обсуждал эту проблему с мэром. Он категорически против входной платы.
– А денег на милиционера не предлагает?
– Конечно, нет.
– А земля под “Гатчиной” чья?
– Долгие годы была странная ситуация. Местонахождение заповедника – Ленинградская область, здания – памятники федерального значения, музей – петербургское учреждение. А земля не была оформлена никак. Пару лет назад губернаторы резко поспорили о принадлежности “Гатчины”, но потом договорились. Сейчас мы оформляем недвижимость музея в собственность Петербурга. Здания передаются из федеральной собственности в городскую. В течение года, надеюсь, мы это сделаем и тогда займется землеотводом. Земля будет принадлежать Петербургу, этим занимается Земельный комитет Смольного.
– Дележ собственности усложнит отношения с областью?
– Нет. Постараемся, чтобы не усложнил.
– Вы не хотите сделать музей-заповедник федеральным учреждением?
– Не хочу.
– Но у Федерации больше денег, особенно на реставрацию.
– Не уверен, я немножко знаю эту кухню. Больше рассчитываю на помощь Петербурга.
– Что от него ждете?
– Финансирования. В 2008 году было выделено 100 млн рублей на реставрацию “Гатчины”, в этом году – 60 млн. Это много, на всю реставрацию в бюджете Комитета по культуре Петербурга отпущено 480 миллионов.
– И сколько лет потребуется, чтобы завершить реставрацию Большого Гатчинского дворца? Пятьдесят? Сто?
– Именно об этом я и говорю. Когда через 50 лет будут отреставрированы еще 20% помещений, то первым 15% понадобится новая реставрация. Поэтому не надо рассчитывать в мгновение ока получить шикарный дворец. Да и наполнить его будет нечем. Нет столько коллекций.
– Может быть, отказаться от части помещений и вывести их из состава музея?
– Насколько я слышал, были предложения Кухонное каре отдать под отель, а Арсенальное – под вип-резиденцию. Мне кажется, что должен быть единый музейный комплекс, но это должен быть современный музей с выставками, театром, кино. Нужен ремонт и приспособление под культурные цели. Начинать придется с входной зоны. Сейчас посетитель не понимает, куда он попал. Перед ним стоит банкомат, рядом киоск с матрешками и сидит милиционер за обдрипанным конторским столом.
– А сауна рядом с директорским кабинетом действительно существует?
– Я не намерен ею пользоваться, а что с ней делать, пока не решил.
– Как вы относитесь к проблеме межмузейной реституции?
– Огромная проблема, для “Гатчины” прежде всего. Надо бы потихонечку возвращать нам то, что мы сейчас можем выставить, – живопись и гобелены в парадных интерьерах. Они находятся в Павловске. Наши сотрудники составили список того, что находится в разных музеях, там несколько сотен позиций.
– А во время войны сколько пропало?
– Примерно 70%, но тогда эвакуировали по-умному. Например, одну кровать из спальни Александра III из пары. Один стул из гарнитура в Малой анфиладе из 6. Можно восстанавливать интерьеры, если мы точно знаем, как они выглядели, хотя я не сторонник увлечения новоделами.
– Что должно произойти в “Гатчине”, чтобы вы считали свою задачу как директора выполненной?
– Посещаемость возрасти в 3 – 4 раза, со 150 до 500 тысяч посетителей в год. Я беру один год, чтобы наладить машину, попросив контракт на 5 лет.
– Команда в музее сохранится, или вы приведете новую?
– Команда останется, люди хотят и могут работать. Пригласил только нового зама по общим вопросам: Елена Гладкова три года руководила Музеем Ленина в Разливе и привела его в порядок.
– Вы общаетесь с реставрационными компаниями, работающими в Гатчине?
– Последние серьезные работы закончились больше года назад. Сейчас готовим новые тендеры. В мае будет определен победитель, у него будет полгода на освоение средств. 55 млн рублей пойдут на ремонт трех мостов и ремонт перекрытий в Кухонном каре.
– Что сделаете в этом году, чтобы “Гатчина” прозвучала?
– В июле в парке будут главные петербургские события 170-летия Петра Чайковского. Фестиваль петербургских оркестров с ночными концертами и “Спящей красавицей” на воде.
– А к банкетам во дворце как относитесь?
– Нормально, парадные залы для приемов и создавались.