Российское правительство поручилось за то, что Западный скоростной диаметр (ЗСД) будет приносить прибыль в течение 20 лет. Именно на такой срок выпуcтят облигации ЗСД, которые, по распоряжению премьера Путина, будут обеспечены государственными гарантиями.
Петербургу на строительство ЗСД – 46,6-километровой автострады, которая должна соединить южные районы города с северными, необходимо 212 миллиарда рублей. В 2008 году власти решили, что проблема финансирования решена: в конкурсе на строительство победил консорциум во главе с “Базовым элементом” Олега Дерипаски. По условиям конкурса победитель должен был найти половину денег на стройку, треть бюджета обещал инвестиционный фонд РФ, а остальные деньги должны быть прийти из бюджета Петербурга. Однако из-за кризиса Дерипаска так и не подписал договор.
Тем не менее, власти заявили, что проект остановлен не будет. Российский бюджет в 2009 – 2010 гг. вкладывает в стройку 20,6 миллиарда рублей, бюджет Петербурга – еще 6,6 миллиарда. А на прошлой неделе было объявлено, что премьер Путин подписал распоряжение о том, что ОАО “ЗСД” (которое на 100 процентов принадлежит Санкт-Петербургу) сможет выпустить облигации со сроком обращения 20 лет на сумму 25 миллиардов рублей под гарантии федерального бюджета. При этом согарантий города под эти ценные бумаги правительство РФ не попросило (как намекают питерские чиновники, Смольный их бы и не дал – параметры бюджета не позволяют).
Поручительство федерального бюджета под бонды ЗСД на практике означает следующее: если ОАО “ЗСД” не заработает достаточную прибыль, чтобы ежегодно платить проценты по облигациям, а через 20 лет вернуть деньги покупателям бумаг, то расплачиваться с инвесторами будет государство. Это делает облигации привлекательными в глазах рыночных игроков. В самом крайнем случае, госказна может отсрочить и реструктурировать платеж, но отказаться платить и сбежать – никогда.
По расчетам главы Комитета по инвестициям Смольного Алексея Чичканова, какую-никакую выручку ЗСД начнет генерировать уже в этом году, потому что в ноябре проезд по уже построенным участкам трассы станет платным. Чиновник сообщил, что примерно половина гарантированных государством облигаций – т.е. на сумму около 12,5 миллиарда рублей – будет выпущена в обращение уже в конце лета. Смольный хочет подождать полгода, ожидая, что упадут процентные ставки по облигациям, которые сейчас находятся в диапазоне от 9 до 15 процентов годовых. Источники в финансовых компаниях не берутся даже примерно предположить, какая ставка может быть установлена для облигаций ЗСД.
Решение Смольного и Белого дома выпустить облигации под гарантии государства – подарок для инвестиционных банкиров. Размещение облигаций – важная часть банковского бизнеса. Можно прогнозировать, что в конкурсе на размещение бумаг примут участие почти все российские крупные инвестбанки и банки из “первой тридцатки”. Правда, все они находятся в Москве, а в Северной столице специалист по размещениям остался один – банк “Санкт-Петербург”. Тем не менее, крупных размещений в посткризисной России не так много, а банкам зарабатывать на чем-то нужно. Поэтому за право размещать бумаги ЗСД развернется серьезная битва. (Развернется она и за право размещать муниципальные облигации Петербурга на сумму около 10 млрд руб, которые Смольный хочет вывести на рынок также осенью.) Выбирать организаторов и принимать решения относительно размещения бумаг будут примерно одни и те же чиновники финансово-экономического блока городского правительства.
Российское правительство приступило к выдаче госгарантий в начале 2009 года. Пока помощь оказана на сумму около 100 миллиардов рублей, не считая ЗСД. Если посмотреть на список компаний, которых государство спасает через госгарантии, то становится понятно, что “чужие здесь не ходят”. Среди них либо ВПК (“Уралвагонзавод”, НПО “Сатурн”), либо автопром (КамАЗ, “Соллерс”, ГАЗ).
Пока единственным примером федеральных гарантий по питерским проектам была скандальная история РАО “ВСМ”. Эта компания в 1998 году получила кредит иностранных банков на 200 млн долларов для строительства скоростной железной дороги между столицами. Заем был выдан под гарантии Минфина под встречные гарантии города. Однако договор поручительства подписал лишь тогдашний губернатор Владимир Яковлев, а Законодательное собрание взвалить на город такие обязательства отказалось. После того как РАО “ВСМ” обанкротилось, Минфин РФ попытался взыскать с города 65 млн долларов, которые компания успела “закопать” в “яму” у Московского вокзала. Но суд не поддержал требования федеральных чиновников. В итоге с банками расплачивался федеральный бюджет.