Как-то я ехала в университет на нью-йоркском метро и увидела, как абсолютно приличная с виду женщина выкинула стаканчик из «Старбакса» прямо на рельсы, а перед этим ещё вылила туда же остатки кофе. Мне это показалось жуткой дикостью, но, глянув на рельсы, я заметила кучу разного мусора – женщина явно последовала примеру других.
Мне сразу вспомнилась популярная, но до конца не доказанная теория разбитых окон. Её выдвинули американские социологи Джордж Келлинг и Джеймс Уилсон. Согласно теории, сама городская среда – всякие «антисистемные» граффити, неубранные улицы, заброшки – может провоцировать горожан на мелкие преступления. Суть метафоры в том, что если в здании разбито одно окно и никто не потрудился его поменять/заколотить, то вскоре все окна в этом доме перебьют. Раз одно уже разбито и всем на это пофиг, то почему не разбить ещё? То же самое с мусором, который ты бросаешь просто потому, что все делают это. И безбилетным проездом (обычное дело в Нью-Йорке) и всем прочим.
Кстати, один из экспериментов на эту тему уже ставили в Нью-Йорке. С преступностью в городе в 1980-е всё было плохо. Да и вообще Нью-Йорк был не самым приятным местом для жизни (Вуди Аллен его идеализировал, чем и я грешу). В конце 80-х-начале 90-х новые власти (кстати, в т.ч. мэр-республиканец Руди Джулиани) уверовали в теорию разбитых окон и занялись облагораживанием города, в особенности метро. С вагонов смывали граффити, на входе отлавливали безбилетников, везде начали больше внимания уделять чистоте.
К началу XXI века Нью-Йорк стал куда более безопасным местом – и чистым. Правда, учёные так и не смогли доказать причинно-следственную связь между принятыми мерами и падением уровня преступности.
Я не могу сказать наверняка, но, кажется, в какой-то степени теория работает. Если не с преступностью, то с общим уровнем уважения людей к городу и друг другу. Я замечаю, что Нью-Йорк был немного другим даже в 2019 году. Сейчас я вижу на улицах и в метро больше людей, которые выкидывают мусор на тротуары и платформы, занимают сразу пять сидений со своими сумками, слушают громкую музыку и мешают всем вокруг, перепрыгивают через турникеты. это, вероятно, следствие экономического спада во время ковида, но какая-то цепная реакция тут точно есть.
Делать замечания нельзя – во-первых, опасно, во-вторых, это якобы невежливо или нетерпимо (нет, правда, мне некоторые ньюйоркцы так объясняли своё молчание). если что-то происходит, например, фрик начинает курить в вагоне, все опускают глаза и просто отходят в другую часть вагона.
Рано или поздно ньюйоркцам придётся отвоёвывать город обратно. Интересно будет понаблюдать.
Анастасия Штейнерт, Нью-Йорк
Анастасия Штейнерт уже пять месяцев живёт в США и ведет свой телеграм-канал «нью-йорк вне меня», в котором делится историями из своей увлекательной, но не всегда простой жизни в Нью-Йорке.