Эрмитаж открыл главную выставку 2022 года: «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». 150 картин из знаменитой коллекции московского купца-старообрядца, открывшего миру Матисса и Пикассо. Сейчас они находятся в собрании Эрмитажа и ГМИИ им. А.Пушкина.
“Город 812” принял участие в экскурсии, проведенной Михаилом Дединкиным, куратором выставки, заместителем заведующего Отделом западноевропейского искусства Эрмитажа.
«Щукин собирал живопись всего около 15 лет, всего ничего для такой большой коллекции. Но диалог Матисса и Пикассо определил развитие всего европейского искусства первой половины ХХ века.
Конечно, Матисс и Пикассо не пропали бы. Они сделали бы свою карьеру. Но заказы Щукина дали им мощную поддержку.
В 2013 году мы начали обсуждать как показать в Париже и в России коллекцию великого коллекционера Сергея Щукина. Она была показана там через три года. Тот проект был посвящен влиянию щукинской собрания искусство русского авангарда. В начале ХХ века не было другой подобной общедоступной коллекции. Поэтому показ завершался показом Малевича и русских беспредметников.
В Москве акцент был сделан на собирательской деятельности братьев Щукиных. Братья Сергея собирали старое европейское и русское искусство. Он сосредоточился на новейшем французском искусстве. Обо всем коллекциях и об их топографии рассказывала московская выставка.
Эрмитаж поставил задачу реконструировать коллекцию Щукина, такой какой ее видели посетители его особняка в Большом Знаменском переулке. Она была открыта для публики в 1907 году. Сначала по воскресеньям по предварительной записи по телефону, В 1913 году Щукин издал каталог своего собрания, его музей стал работать несколько дней в неделю. На портретах и фотографиях Щукин всегда изображен денди, застегнутым на все пуговицы. Но его дом был открыт для посторонних. Московская творческая элита считала обязательным посмотреть щукинскую коллекцию. Дом его конкурента – Ивана Морозова был абсолютно закрыт, описания коллекции не существовало.
Многие художники экспериментировали с техникой исполнения. Гоген, живя на экзотических на островах использовал подручные материалы. Матисс любил переписывать свои картины «посуху», верхний слой краски может отвалиться. Ван Гог набрасывал на свои картины такой толстый слой краски, что непонятно, как она до сих пор держится на холсте. Поэтому многие картины, в частности оба Ван-Гога не могут покидать Эрмитаж.
Картина Пикассо «Свидание» написана на двери, которая пытается вести себя «пропеллером». Поэтому она хранится в климатической камере и не покидает своего зала в Главном Штабе».
В 1918 году был проект устроить в Московском Кремле «Акрополь искусства», грандиозную культурную сокровищницу. Сергей Щукин был готов передать туда свою коллекцию. Предложив выделить под нее 700 кв. метров. Манеж Малого Эрмитажа, где размещена петербургская версия выставки, имеет площадь одну тысячу кв. метров.
Особняк Щукина был сравнительно небольшой, интерьеры декорированы в стиле Наполеона III. Купив дом, Щукин не стал его переделывать. На лестнице, узкой и темной, изображения ее не сохранились, находились знаменитые матиссовские картины «Танец» и «Музыка». Щукин познакомился с художником в 1907 году, вскоре заказал эти два сюжета. В противовес Морозову, делавшему заказы панно Пьеру Боннару. Щукин объяснил, что у него двухэтажный дом. Но это по русским понятиям, у него был дом в два этажа. Матисс по европейским меркам представляет, что это лобби и два этажа и начинает работать в расчете на трехэтажную постройку. Когда ситуация проясняется, работа над панно уже идет, и в итоге картины висели под углом друг к другу.
«Музыка» имели ярко выраженные гениталии. Щукин, у которого были маленькие дочери, попросил Матисса записать половые признаки. Тот закрасил поверх первоначального слоя. Получили почти бесполые существа и невыездная картина.
Кстати, в 1907 году Щукин завещал свою коллекцию Третьяковской галерее, там был отдел иностранного искусства. Илья Остроухов, руководивший этим музеем и лично знавший Матисса, заявил, что возьмет все, кроме «Танца» и «Музыки».
«Красную комнату» Матисс создавал сначала в сине-зеленых тонах. А потом перекрасил. Но поскольку почти законченная картина уже была вставлена в раму, то по краям холста видны зеленые следы.
«Портрет жены художника» Щукин купил у Матисса в 1913 году, минуя дилера. Контракт разрешал художнику самому продавать портреты и декоративные произведения.
Рядом с лестницей располагался Аванзал Матисса с его «Арабской кофейней», «Красной комнатой», «Семейным портретом» и «Мастерской».
Из Аванзала гости попадали в Музыкальный салон, там устаивали танцы и концерты, пока помещение не стало чисто музейным. В салоне Щукин показывал то, с чего начинал коллекционирование – работы импрессионистов. Для человека XIX века было сложно понять, что картина импрессиониста не эскиз, а завершенное произведение. Стратегия Щукина была простой – он выбирал главное, остановившись на картинах Клода Моне. Съездил в Живерни, в мастерскую художника. Так появляются в его собрании «Стога сена в Живерни» и «Завтрак на траве».
Потом Щукин идет дальше, начинает покупать постимпрессионистов. Давно умершего в безвестности Ван-Гога («Арльские дамы» и «Куст сирени»), забытого Сезанна («Фрукты», «Дама в голубом»), недавно умершего Гогена, создав в своем музее так называемый «иконостас» Гогена – «Автопортрет», «Жена короля», «Сбор плодов» и т.д. Специально для этой выставки отреставрирована «Сцена из жизни таитян». Гоген покрывал свои картины вместо лака тонким слоем воска. Частично он разрушился и помутнел. Покрытие восстановлено, картине возвращен авторский цвет.
Матисс познакомил Щукина с Пикассо, коллекционер долго к нему присматривался, а потом стал покупать кубистические полотна. Как-то сказав: «Если я что-то не понимаю, то прав он, а не я». Войдя во вкус, покупал всего Пикассо, которого находил на рынке, разных периодов, не только кубизм. Лучше считал «Трех женщин», которые прежде находилась в собрании Гертруды Стайн.
Русская публика поймет этого художника еще не скоро.
В 1910 году Щукин покупает несколько картин Андре Дерена, в том числе «Портерт девушки в черном» и натюрморт «У окна». В расчете на то, что Дерен станет новым Пикассо. Тут коллекционер ошибся. Но не ошибся, купив две картины примитивиста Анри Руссо – «Муза, вдохновляющая поэта» и «Нападение ягуара на лошадь».
Самая дорогая покупка Щукина – картина Эдгара Дега «Танцовщица у фотографа». Он купил ее в 1902 году за 35 тысяч франков. Для справки: в 1909 году «Танец» Матисса обошелся коллекционеру в 15 тысяч франков. Примерно такие деньги брал за свои портреты Константин Сомов.
В 1918 году Щукин, получил бумагу Ленина о национализации коллекции, спокойно покидает России. Солидный вклад в один из шведских банков был сделан заранее, еще до революции.
В 1928 году коллекцию слили с морозовской. Появился лучший в мире музей современного искусства. Но прозорливость Щукина смешалась с аморфной коллекцией Морозова. Музей нового западного искусства (ГМНЗИ) как уехал в эвакуацию в 1941 году, так больше и не открывался. В 1948 году по распоряжению Сталина ГМНЗИ закрыли и поделили между Эрмитажем и ГМИИ. Примерно поровну, по количеству. Но действовал принцип. Москва брала себе то, что когда-нибудь можно будет показывать. Поэтому лучшие импрессионисты остались там. А самые радикальные вещи, которые никогда не выставятся, достались Эрмитажу.
Выбор куратора: Анри Матисс. «Разговор», «Уголок мастерской», «Настурции». Панно «Танец».
Вадим Шувалов