В KGallery открылась выставка Георгия Гурьянова (1961 – 2013). Аркадий Ипполитов, куратор проекта, назвал ее знаменитой пушкинской строкой «Куда ж нам плыть?..» как вечного вопроса, и построил выставку в виде трехчастного повествования о художнике и музыканте.
В двух словах биография Гурьянова выглядит так: в течение шести лет он – ударник в группе «Кино» Виктора Цоя, затем 23 года – участник Новой академии изящных искусств Тимура Новикова, самый классичный из всех художников этого движения.
- Георгий Гурьянов и Виктор Цой
На выставку удалось собрать произведения из восьми частных коллекций Петербурга и Москвы.
Первая часть проекта – «Гребцы» построена в лучших традициях академических показов. Ипполитов начинает с главного – двух прежде незнакомых широкой публике незаконченных вариантов самой известной картины Гурьянова. Первый самый известный вариант был создан в 1998 году для альтернативной мировой Олимпиады, проходившей в Амстердаме. Вероятно, он там и остался. На картине изображены 12 гребцов по шесть с каждого борта, они сушат весла, и кормчий. Галера готова двинутся в путь. Фигуры по законам классического искусства встроены в правильный треугольник, кормчий – помещен в его вершину. Гурьянов изобразил себя и гребцом, и кормчим.
На рубеже веков художник создал еще несколько вариантов картины. Два неоконченных сильно отличаются от первоначального. Теперь нос галеры обращен не к зрителю, а в открытое море. Гребцы изо всех сил налегли на весла. Они знают, куда им плыть.
Рядом помещены штудии к портретам и еще один вариант «Гребцов», который близок к первоначальному. Не факт, что он неокончен, хотя весла и пейзаж только намечены.
Вторая часть выставки – инсталляция. Она состоит из ударной установки, на которой играл Гурьянов, плаката «Мобиле», где он позирует в образе дискобола, и ранней картины «Прыжки в воду» (1989). Здесь же помещен «Строгий юноша», это портрет Георгия Гурьянова, созданный Тимуром Новиковым в 1987 году.
Третья часть – известный Гурьянов. Это картина «Летчик», а также «Кентавры» и «Штурвал». Две последних Ипполитов считает завершенными, несмотря на отсутствие лиц у персонажей. Куратор говорит о «non finito» – любимом определение итальянских художников XVII века. Иногда такая картина бывает более завершена, чем любая гладкая поверхность.
Ипполитов добавляет, что известна фотография «Кентавров» с лицами, но потом художник их убрал. Тогда коллекционер, ждавший эту картину, забрал ее из мастерской Гурьянова, опасаясь, что она еще долго не будет закончена.
В 2016 году на Sotheby’s «Автопортрет» Гурьянова был продан за 143 тысячи фунтов стерлингов.
Выставка открыта по 4 сентября.
Вадим Шувалов