Я заинтересовалась Турцией случайно, когда заметила «зеркальность» её истории к российской.
Конечно, всё не без натяжек, но слишком многое рифмовалось, и чем больше я узнавала, тем больше видела зеркальных рифм.
Часть славянских племён, изначально европейских, двинулась на северо-восток, вглубь континента, образовывая полусвязанные между собой русские княжества.
Турки-сельджуки проделали путь из серединной континентальной Азии на юго-запад, к морям и проливам, где расселились бейликами.
Славяне Руси вбирали в себя «азиатский компонент» – генетический и культурно-социальный. Османы-турки обогатились, прильнув к морям, теми же европейскими «компонентами».
При этом устремлённые в Азию славяне приняли и несли с собой христианство, а турки в противоположном векторе – ислам. И те, и другие создали гигантские империи, претендующие выступать хранителями и защитниками своей веры, по источникам – иноязычной для обеих. В обоих случаях было кому оспаривать «каноническую чистоту» их религиозных традиций.
Турки и русские почти в равной степени европейцы и азиаты, и в генетическим, и в культурном смысле. Равновесие «нарушается» религией – в разные стороны. Историческая случайность могла бы устроить наоборот. Что, кстати, было бы более логично, но снимало бы ту напряжённость, которая создала историю Европы в известном нам варианте.
Турция и сегодня во многом является «зеркальным близнецом» России. Тем интереснее рассматривать отличия – в них весьма занятно проявляется то самое «сослагательное наклонение», отчасти заменяющее в истории эксперимент.
Марина Шаповалова