На прошлой неделе заместитель председателя Жилищного комитета Смольного Владимир ГАЙДЕЙ стал заложником образа чиновника, самоотверженно пробивающего кровлю, которая никак не хотела протекать. У него получилось, о чем тут же написали журналисты. Опустив, правда, один момент: пробовал первый зам на стендовом образце, а не на настоящей петербургской крыше, как об этом могли подумать горожане.
– Владимир Тарасович, когда стали поступать массовые жалобы о протечках в квартирах горожан, Жилищный комитет поспешил “откреститься” от своей причастности к всемирному потопу. Более того, сотрудники комитета чуть ли не на себе стали проверять прочность петербургских кровель, чтобы подтвердить это…
– Дело в том, что все стали кричать о протечках в домах, но не стали выяснять причины этого, потому что проще простого кивнуть на город и возложить всю ответственность на него. На деле же происходит немного другое. Есть некачественно выполненные кровли – и они прежде всего подверглись деформации. Есть некачественные работы тех, кто чистил эти кровли, – это два. Есть просто кровли, которые не успели отремонтировать, – это три. И, в конце концов, есть действительно аномальная зима с ее обилием осадков. Во всем ли этом виноват город?
– Хорошо, давайте разберемся, кто именно и в чем виноват.
– Раньше ремонт кровель происходил следующим образом: из городского бюджета на эти цели выделялись деньги. С 2009 года мы перешли на другую схему: стали субсидировать ТСЖ, ЖСК и управляющие компании. Ведь до этого собственники были отстранены от выбора подрядчиков для выполнения работ и, конечно, были этим недовольны, с чем мы в итоге и согласились – ведь тот, кто живет в доме, имеет право знать, какие именно работы и кто в этом доме производит. Поэтому был создан фонд содействия реформированию ЖКХ, из которого, а также из горбюджета в адрес ТСЖ, УК и ЖКС стали выделяться субсидии для оплаты 95 процентов необходимых работ. Остальные 5 процентов должны были вносить сами собственники. В 2007 году в городе было отремонтировано 1900 крыш, в 2008-м – 800, в 2009-м – 600, причем 350 из них – уже за счет совместного финансирования из Фонда и средств собственников.
– Это значит, что и собственники дома принимали решение о том, кто именно будет выполнять эти работы, и принимали их качество?
– Совершенно верно. Акт о приемке работ не подписывался, пока в нем не стояли подписи уполномоченных собственников. Предвижу ваш вопрос: как собственники могут оценить качество той же кровли и качество работ по ее укладке, если они не специалисты?
– Действительно, как?
– Очень просто. В рамках контракта на проведение подрядных работ можно предусмотреть привлечение экспертов – то есть людей, обладающих теми знаниями, которых нет у большинства жителей дома, – а также привлечение технического надзора за всеми видами работ. Тогда собственник может быть уверен, что крыша у него не потечет. Если же это происходит, то как раз претензии и надо предъявлять к тому техническому надзору, который принял работы, к исполнителю работ. Гражданский кодекс, между прочим, предусматривает компенсацию ущерба, причиненного лицу и его имуществу, в полном размере. Просто этим нужно заниматься – самим жильцам в первую очередь. Ведь если у вас что-то случается с машиной, вы же пытаетесь найти способы восстановить ее. Дом – это такое же имущество, как и машина, причем еще дороже, для многих – единственное достояние, между прочим!
– А если кровля была нормального качества, кровельщики на ней вообще не работали, то есть не пробивали, – к кому тогда бежать?
– Есть определенный уровень снега, который может выпасть на кровлю и не привести к ее дефекту. Уровень снега в 30 см кровля должна выдерживать. Но проблема ведь заключается в том, что в эту зиму уровень был выше, и снег действительно не успевали убирать. То количество кровельщиков, которое этим занималось, сразу это выполнить не могло однозначно. Поэтому кровли страдали не потому, что их пробивали, а потому, что на них была оказана непомерная нагрузка, при большем снежном покрове, нежели допустимо по ГОСТу. Поэтому здесь, скорее всего, вина управляющих компаний, которые содержали кровли не в соответствии с ГОСТами – то есть не успевали вовремя убирать снег. Есть ли у УК кровельщики, нет ли – это все ее забота. Потому что это обязательное условие управления многоквартирным домом. За УК закреплена эта ответственность. С нее пускай и требуют жильцы.
– То есть город из этой цепочки взаимоотношений исключается?
– В настоящее время более 90 процентов многоквартирных домов в Петербурге находятся на балансе управляющих компаний. Город в этой ситуации – такой же сособственник, как и остальные, так как имеет там определенные доли в виде квартир в этих домах, которые он предоставляет по договорам социального найма.
Да, часть управляющих компаний – наши, “городские”. Исключительно городские компании – порядка 40 жилкомсервисов, которые принадлежат городу и работают в качестве управляющих компаний. Поэтому по ним однозначно не может быть никаких вопросов о том, чья это ответственность. Учитывая эксцессы нынешней зимы – я имею в виду и качество работ, мы где-то уже в апреле будем решать, кто из них какого наказания достоин.
Это я к тому, что и в остальных случаях собственники, то есть горожане, должны участвовать в нормальном управлении многоквартирным домом. На тех же самых собраниях членов ТСЖ при решении вопроса сметы, выбора способа управления. Если понятно, что не справляется председатель ТСЖ либо управляющая компания, нужно поднимать вопрос об их смене. Поверьте, город, как сособственник, именно это и делает!
Другое дело, что только председатель ТСЖ или управляющие компании и виноваты. Вот сколько жильцов задалось вопросами: “А хватает ли денег на кровлю? На ее очистку?” Потому что ситуация такова, что жилищные тарифы, в отличие от коммунальных, устанавливают сами собственники. И фактически определяя эти тарифы, они ровно в таком же размере и могут спрашивать с ТСЖ или УК. Только вот прежде чем спрашивать, нужно подсчитать, достаточно этих денег или нет. Ведь когда мы говорим, что снег лежит неубранный, – подсчитайте, сколько стоит его убрать, и тогда станет понятно, почему кровельщики не идут убирать за такие деньги. Интересно даже знать, было ли принято хоть в одном доме решение об изменении тарифов хоть одним собственником за прошедшие три снегопада!
– То есть мы пришли к выводу о том, что во всех своих жилищно-коммунальных бедах виноваты сами горожане?
– Мы только что говорили о том, что виноват и город, который в ряде случаев выступает сособственником имущества, и управляющие компании, которые не формулируют нужных вопросов – например, о повышении жилищных тарифов перед собственниками, и, конечно, апатичные жители, которые ждут, что за них все решат… Когда мы говорим об ответственности города, то нужно отметить: понимая всю эту ситуацию, власти стали выделять деньги из бюджета для уборки снега. Должны свое слово сказать и все остальные. Эта зима показала, что ответственны за случившееся все. Одного виноватого нет.
Не делая выводов, мы получим те же самые проблемы в следующий раз. А выводы надо делать всем. Тем же самым управляющим компаниям. Мы достаточно давно говорили о чердаках – надо проверить теплоизоляции, сети, которые проходят по чердакам, слуховые окна – пока они забиты, сосульки будут неизбежны, потому-то полностью нарушен тепловой баланс чердачных перекрытий. Но за этим нужно следить. Апатия должна пропасть, когда речь идет о своих домах и имуществе, деньгах.
– А что сегодня делать тем, кто уже пострадал от протечек кровли?
– Причины протечки, конечно, нужно устранять – и это вопросы либо к тому, кто клал кровлю, либо к тем, кто ее очищал, в зависимости от того, чья вина будет установлена. Однако ремонтировать сами квартиры я бы пока не рекомендовал. Ведь на данном этапе, пока не закончилась зима, трудно понять, все ли причины протечки устранены. Это нужно выяснять комплексно, но чуть позже. И только когда все будет предельно ясно и опасности возобновления протечек не будет, можно приниматься за ремонт. Предъявляя претензии и требуя с тех, кто в этом виноват. Только не забывайте и про себя тоже.
Если с потолка капает вода:
(советы специалистов Жилищного комитета)
1. При первых признаках протечки нужно вызвать аварийную службу (она ликвидирует причину протечки в вышерасположенном помещении или, если не обеспечен доступ в данное помещение, перекрывает воду по стояку или в доме).
2. Необходимо вызвать комиссию жилищно-эксплуатационной организации, которой составляется акт, где обязательно указывается: адрес пострадавшего помещения и адрес помещения, из которого произошло залитие, время, причина, при возможности определения – виновник ЧП (собственник, наниматель, эксплуатирующая организация, заводские дефекты сантехнических и иных приборов). Также в акте должно быть подробно описано, в каких именно помещениях квартиры имеются последствия протечек и какие именно (намокание потолка, обрушение штукатурки, отслоение обоев, вздутие паркета, испорченная мебель, плесень и т. д.).
3. Устраняются причины протечки (силами жилищной организации либо проживающими с привлечением специализированных организаций). Сроки устранения причины протечки ограничены – 1 сутки с момента обнаружения либо поступления заявки жильцов о протечке.
4. Пострадавшие предъявляют виновному претензии с требованием возмещения вреда, причиненного имуществу пострадавшего, либо требованием произвести ремонт (в соответствии с требованиями ст. 30 Закона РФ “О защите прав потребителей” недостатки оказанной услуги (в данном случае выразившейся в причинении в результате протечки ущерба) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем). В качестве подтверждения суммы предлагаемого к возмещению вреда, кроме акта о залитии, может быть представлено заключение строительной экспертизы, сметы лицензированной строительной организации.
В случае отказа виновного лица возместить вред следует обращение в суд с требованием о возмещении вреда (возмещении расходов), возможно также требование о возмещении морального вреда. После удовлетворения иска судом исполнение решения суда осуществляется в добровольном порядке либо через районную службу судебных приставов.