Тема реновации стала обсуждаться в Петербурге с новой силой после того, как ЗакС принял новый закон о комплексном развитии территорий. Что такое реновация? Коротко – это снос на определенных участках старых жилых зданий (прежде всего, хрущевок, построенных в 1960-е – 1970-е годы). И возведение на их месте нового многоэтажного жилья.
Есть неясность с местом, куда будут переселять людей. Ясно, что вернуться на старое место в построенный там новый дом не получится. Это жилье еще предстоит построить. Даже если такую возможность предоставят, потребуется время, чтобы переждать, значит, нужен маневренный фонд. О нем речи нет. Поэтому, похоже, новое жилье люди могут получить где угодно. И вообще возникает проблема – что и как жильцы реновируемых домов смогут выбирать.
Вопросов очень много и как всегда требуется большая разъяснительная работа. А пока, судя по нашим опросам, проблема реновации начинает раздражать петербуржцев. Вот о чем они говорят: «что, других дел нет, не на что деньги тратить? Дома же еще стоят. Вот лучше бы метро строили, например».
К тому же, многие вовсе не хотят покидать свои насиженные места «привыкли, полюбили место, соседей. Квартиру обустроили по своему вкусу, а новую все равно придется обустраивать».
Кстати, появился интерес к хрущевкам с новой точки зрения. Увеличение количества людей, работающих в системе «удаленки» привело к тому, что активно развивается коворкинг (совместная работа ) наряду с коливингом (совместное проживание). И трех-четырехкомнатные хрущевки с крохотными комнатками стали снимать для этих целей. Их можно снять рядом с домом и дешево.
Вообще все эти тенденции требуют изучения, а исследований в этом плане нет. Несмотря на то, что программа реновации появилась еще в 2006-м году. Помню, я тогда вместе с главой компании «Воин» (которая, предполагалось, будет активно задействована в проекте) неоднократно принимала участие в обсуждениях. Прошло 14 лет – и нет никакой ясности. Как мне кажется, если этот проект действительно собираются выполнять, надо обязательно провести предварительную исследовательскую работу.
1) Точно определить «пятна» реновации.
2) Собрать статистику. Прежде всего по составу жильцов домов, подлежащих сносу. Половозрастная структура, размер и состав семей – обязательно. Желательно: уровень образования, уровень доходов, специфика занятости. Поскольку именно эти параметры состава населения отразятся на ходе переселения и расселения жильцов старых домов. А знание поможет снять возможные конфликты и протесты. А они будут. Поскольку уже сейчас звучат заявления типа: «я встану на защиту своего дома, подниму соседей, не дам дом сносить.»
3) Необходимо хотя бы приблизительно определить долю жильцов, готовых к переезду, категорически не желающих это делать, и тех, кто колеблется и с ними можно договориться.
Социологи, начиная с 1980-х годов регулярно проводили опросы населения в нашем городе, касающиеся решения жилищной проблемы. Было собрано много информации. В результате известно, что в настоящее время в хрущевках (а соответственно и в кварталах, подлежащих реновации) проживает большое количество пожилых и просто очень старых людей (категории 60+). А эти люди не очень склонны менять место жительства, поскольку это связано с большими хлопотами. Они вообще маломобильны. И если их жилье находится в более-менее приличном состоянии – они никуда не поедут. Ибо ценят свое спокойствие, свой зеленый двор, привычное окружение, соседей, то, что они все знают в своей округе. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она…» К тому же они не хотят менять свои низкие этажи на жилье на 15-20 этажах. Замечу, что ученые давно выявили нежелание людей «уходить с земли в небо» – как выразился один мой собеседник.
Вот только несколько проблемных точек реновации. Ибо дом – это не только «машина для жилья» (выражение Ле Карбузье). Для большинства дом – это не только стены, бетонные конструкции. Это дух, атмосфера… Почитайте тексты людей, потерявших жилье. Как трогательно они о нем пишут. Поэтому к решению проблемы реновации нужно привлекать и статистиков, и социологов, и психологов, и архитекторов, и строителей. То есть решать надо комплексно.
Татьяна Протасенко, социолог