20 апреля этого года между Петербургом и Хельсинки возобновится паромное сообщение. Судно Princess Maria, принадлежащее компании Inflot Cruise & Ferry, совершит свой первый рейс из Хельсинки в Петербург. Это стало возможным благодаря вступлению в силу поправок в закон «О порядке въезда и выезда в РФ» (теперь иностранные граждане – пассажиры паромов и круизных судов – могут находиться на территории РФ без визы в течение 72 часов).
Возобновление парома – смелый шаг, поскольку история паромного сообщения между Петербургом и другими странами печальна: в 90-е годы Петербург с Европой связывали три парома: “Анна Каренина” ходила в Киль, “Ильич” – в Стокгольм, “Константин Симонов” – в Ригу и Хельсинки. Паромы прекратили существование вместе с Балтийским морским пароходством.
В 2004-м сразу две паромных компании – эстонская Tallink и финская Silja Line – открыли круизные маршруты из Петербурга. Но обе компании явно переоценили возможности российского туристического рынка. На маршруте “СПб – Хельсинки – Таллин – СПб” Tallink отработал один сезон. А линия Silja Line “СПб – Хельсинки – Росток – СПб” просуществовала два сезона. Еще весной и осенью из Петербурга в Хельсинки ходил паром компании Stella Line. Но и этот оператор закрыл маршрут из-за нерентабельности. Сейчас у Петербурга есть паромное сообщение только с Калининградом (паром “Георг Отс”), но это дело не экономическое, а политическое.
Многие туроператоры объясняют неудачи в установлении паромного сообщения между Петербургом и Европой тем, что для петербуржцев путешествовать на паромах дорого, а для иностранцев проблемно из-за виз.
Теперь делается очередная попытка поставить паром на линию “Петербург – Хельсинки”. Билеты уже продаются. По данным генерального директора Inflot Cruise & Ferry Андрея Мушкарева, 60 % пассажиров первых нескольких рейсов составляют россияне, 40 % – финны. На данный момент новой паромной линией интересуются в основном турфирмы. И лишь 20 % всех, купивших билеты на Princess Maria, – индивидуальные туристы.
Расписание парома, по словам Мушкарева, специально подобрано так, чтобы пассажиры в Хельсинки могли пересесть на другие паромы, отправляющиеся в Европу. Из Петербурга паром будет уходить в 20.00 по средам, пятницам и воскресеньям. Прибытие в Хельсинки в 8.30. По предварительным данным, стоимость самых дешевых билетов на маршрут “Петербург – Хельсинки” составит 30 евро. Это – цена за место в каюте. Стоимость самой дешевой каюты – 150 евро. Продажа билетов открылась 1 марта. По данным операторов, продающих билеты на маршрут, новая паромная линия пока пользуется большим спросом. Правда, до сих пор неясно, куда именно будет приходить паром Princess Maria. Изначально планировалось, что это будет пассажирский терминал “Морского фасада”. Но там еще не построена автомобильная рампа (участок погрузки личного транспорта пассажиров). С другой стороны, Морской вокзал, ранее принимавший суда иностранных паромных линий, не очень готов к наплыву пассажиров. Только что стало известно, что “Морской фасад” все же примет “Принцессу Марию”.
“Пока что мы договорились лишь о первом рейсе “Принцессы Марии”, – говорит пресс-секретарем Управляющей компании “Морской фасад” Александр Шимберг. – 21 апреля она придет в “Морской фасад” из Хельсинки, и от нас же совершит рейс в Финляндию. Но пока у нас нет уточненного расписания, и неизвестно, станет ли “Морской фасад” постоянным портом для парома в Петербурге. Скорее всего, да, но говорить об этом пока рано.
Всего в пассажирском порту “Морского фасада” должно быть семь причалов, пять из них уже сданы. При этом было принято решение о том, что грузовой транспорт мы не будем принимать в принципе – только пассажирский. Да, со строительством автомобильной рампы для съезда автотранспорта терминала есть некоторые проблемы. Мы по плану должны закончить ее в августе. Но владельцам “Принцессы Марии” ее наличие в порту пока не очень нужно. В любом случае, мы нашли временное техническое решение этой проблемы и все-таки сможем загружать автомобили на паром.
Что касается того, куда именно будет приходить паром Princess Maria, то это должна решить компания-перевозчик. Но я точно могу сказать, что “Морской фасад” способен без проблем справиться с приемом парома. Для примера: у нас 36 кабинок пограничного контроля. Это означает, что у нас не бывает очередей”.
Если существование новой паромной линии “Петербург – Хельсинки” будет признано удачным, то в 2011 году Inflot Cruise & Ferry собирается запустить маршруты “СПб – Стокгольм” и “СПб – Росток”.
Катя ЩЕРБАКОВА
Справка
Паром Princess Maria построен в 1981 году. Последний ремонт судна был проведен в 2009 году. Паром рассчитан на 395 автомобилей и 1638 пассажиров (всего на борту 606 кают). Самое дорогое путешествие на Princess Maria обойдется в 700 евро – это стоимость каюты класса De Luxe. Паром идет до Хельсинки 12 часов.
Поездка “Петербург – Хельсинки” на самом дешевом автобусе (шоп-тур) обойдется в 15-20 евро. Маршрутки стоят 20-25 евро. Поезд Sibelius до Хельсинки довезет за 60 евро. Самый дешевый билет на самолет в Хельсинки стоит порядка 180 евро. По земле и по воздуху из Петербурга в Хельсинки можно добраться за 3-6 часов.