«Мы спасли бы Трахтенберга, если бы он обратился к нам»

Сейчас, когда ученым вроде бы известны все сердечные тайны, люди – не только в России, но и во всем мире, по-прежнему умирают от, казалось бы, банальной сердечной недостаточности. О том какие проблемы сегодня волнуют кардиологов Online812 рассказал Дмитрий ЕГОРОВ, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца для взрослых и детей 31-й городской больницы.

      – Вы один из организаторов международного конгресса “Кардиострим”. На форумах такого уровня, как правило, обсуждаются вопросы, далекие от ежедневной практики. Сколько времени пройдет, пока научные достижения, о которых говорилось на конгрессе, будут использоваться в лечении?
– Сейчас система помощи страдающим мерцательной аритмией (сердечной недостаточностью), использующая в том числе и те методы, что обсуждались на конгрессе, в городе давно создана, и мы ежегодно возвращаем достойное качество жизни тысячам пациентов, продлеваем им полноценную жизнь. И именно мерцательной аритмии была посвящена большая часть времени конгресса. Если мы и не можем помочь сегодня пациентам с определенными патологиями, то вовсе не потому, что не знаем, как это сделать, а потому, что не хватает финансирования для дорогостоящего лечения.
В любой стране это огромная социально-экономическая проблема. Ведь собственно аритмия – это не диагноз, это осложнение других серьезных проблем со здоровьем, например, гипертонической болезни, ожирения… Нагрузка на сердечную мышцу приводит к тому, что пульс учащается, чтобы поддерживать кровообращение в организме, и миокард начинает работать неправильно. Появляется одышка, отечность, быстрая утомляемость. Прежде больной, страдающий сердечной недостаточностью, был обречен.

– Вы часто говорите о социальной ответственности медицины, шла речь о ней на конгрессе?
– Безусловно. Любое общество должно защищать в первую очередь детей и пожилых людей. Еще в 1993 году в 31-й больнице мы создали первое в России отделение по лечению аритмий у детей, и первые 10 лет мы были единственными, кто профессионально справлялся с брадикардией (частота сердечных сокращений – менее 60 ударов в минуту), с тахикардией (ЧСС – более 160), другими проявлениями сердечной недостаточности. К счастью, детям нечасто требуется оперативное вмешательство. За эти годы мы прооперировали чуть больше 160 человек. Но на диспансерном учете у нас – более 9 тысяч юных петербуржцев, страдающих этой болезнью. Сейчас создали Федеральный центр по лечению аритмий в Московском институте педиатрии, еще открыли отделение на 60 коек в Томске. А теперь и дети Северо-Западного округа смогут получать помощь в Федеральном центре сердца, крови и эндокринологии имени В. А. Алмазова – там тоже создана лаборатория хирургии аритмий. И я рад, что жители других регионов страны теперь могут получать специализированную помощь, ведь мы в 31-й больнице оказываем ее только петербуржцам.

– Первые прооперированные пациенты уже, наверное, стали взрослыми. У вас есть возможность проследить, как складывается у них жизнь?
– Конечно, создана целая система наблюдения за этими детьми. Если мы имплантируем кардиостимулятор годовалому ребенку, страдающему брадикардией, то через 3 – 4 года его надо оперировать снова – менять кардиостимулятор, потом через 6 лет, потом каждые 8 – 10 лет. Все прооперированные с блокадой сердца, редким пульсом, блокадой синусового узла здоровы, сами уже родили детей, практически все – с высшим образованием.

– Как обнаруживается у ребенка сердечная патология?
– Ее выявляют на плановых осмотрах – в детском здравоохранении города работают 56  кардиологов. Они и направляют к нам на консультацию и обследование.

– Как часто взрослые люди обращаются к кардиологу? Ведь такие симптомы, как усталость, одышка при физической нагрузке и отечность, испытывает едва ли не каждый третий.
– К сожалению, многие связывают эти симптомы с общей усталостью организма или думают, что эти изменения в самочувствии неизбежны с возрастом. Например, если бы тот же Трахтенберг вовремя обратился к нам, мы бы смогли ему помочь, и еще множеству погибших от недиагностированной при жизни аритмии, сердечной и коронарной недостаточности.

– Но ведь действительно чаще всего аритмия развивается на фоне возрастных изменений. Это в основном проблема пожилых людей.
– Как причины развития, так и клинические проявления сердечной недостаточности могут быть разными. У детей, как правило, в сердечных проблемах виновата или наследственность или врожденное заболевание. У взрослых это чаще – медленно развивающийся клинический синдром, при котором сердце неспособно восполнять энергетические потребности организма. Чем старше человек, тем больше у него хронических заболеваний, тем более велика вероятность развития аритмии.

– Могут ли пожилые петербуржцы получить без проблем специализированную кардиологическую помощь?
– В Петербурге в год имплантируется 1,5 – 1,8 тысячи кардистимуляторов – приблизительно 45 процентов от потребности. Для города пожилых этого недостаточно. Например, скоро страна будет отмечать 65-летие окончания войны, у нас – 141 тысяча 152 блокадника. Уверен, не меньше 10 процентов из них, а это около 15 тысяч человек, страдают мерцательной аритмией. Скорее всего, из этих 15 тысяч 25 – 30 процентов не замечают этой проблемы, а не меньше 40 процентов болезнь беспокоит всерьез – через 2 – 4 года они умрут. Наша задача их спасти. Но это можно сделать только в том случае, если будет принята целевая городская программа с соответствующим финансированием.
Да, это огромный объем работы, но  вполне выполнимый. Среди больных с мерцательной аритмией с помощью многосуточной электрокардиографии и эхокардиографии мы выявим тех, чьей жизни эта болезнь угрожает. У нас достаточно высококлассных специалистов, способных прооперировать их в течение пары лет. А это значит, что наши блокадники смогут прожить дольше – столько лет, сколько и их сверстники, не страдающие нарушениями ритма сердца. И не нужны для этого дорогостоящие зарубежные стимуляторы и электроды, уже и наши производители производят технику достойного качества.

– Вообще-то, мы привыкли, что все передовые медицинские технологии рождаются на Западе. Об отечественных новых технологиях тоже шла речь на конгрессе?
– Да. И это то, что очень порадовало специалистов. Например, петербургская фирма “Электрон” создала первый отечественный рентгеноангиографический комплекс, который уже установлен в одной из больниц города. Это означает, что мы наконец сможем освободиться от колоссальной зависимости от очень дорогого западного оборудования.  Томские специалисты сообщили о создании диагностической аппаратуры, позволяющей выявлять нарушения ритма сердца, в частности, при тахикардии, и находить патологические участки без вскрытия сердца, с помощью катетеров. И это оборудование до сих пор тоже покупали только за рубежом. Есть прогресс и в производстве новых отечественных кардиостимуляторов, но пока их совершенствование происходит приблизительно так же, как совершенствование “Жигулей”.

– Можно ли предупредить возникновение нарушений ритмов сердца?
– Чтобы сердце было здоровым, ему нужны чистый воздух, чистая вода, правильное питание с большим количеством овощей, фруктов и ограниченным – жиров, сахаров. Надо сделать немодным курение, а физкультуру – модной, позаботиться о нормировании рабочего дня. Мы теряем поколение 30 – 40-летних людей, работающих по семь дней в неделю, годами без отпусков. Здоровому сердцу нужен здоровый образ жизни, и это доказано со 100-процентной достоверностью. И конечно, необходимо избегать стрессовых ситуаций, избавляться от лишнего веса. Если есть предрасположенность к повышению артериального давления или человек уже страдает гипертонией, следует контролировать его с помощью современных препаратов.
По уровню смертности от сердечно-сосудистых заболеваний мы занимаем первое место в мире. Американцы, которые занимали его 20 лет назад, изменили ситуацию с помощью пропаганды здорового образа жизни и внедрения научных достижений в практику.              

Ирина БАГЛИКОВА 

кстати

Петербургский врач награжден орденом

Президент РФ подписал указ о награждении петербургского врача – заведующего отделением пульмонологии 32-й городской больницы Петра Пирумова орденом “За заслуги перед Отечеством” – “за личный вклад в развитие здравоохранения”.
Доктор Пирумов хорошо известнен в медицинском сообществе. Отделение пульмонологии, которым он руководит много лет, неоднократно признавалось лучшим в городе. Он один из учредителей благотворительного фонда “Общение”, с помощью которого сотни инвалидов, ограниченных в движении, получили возможность вернуться к активной жизни.