В Берлине умер русский художник Дмитрий Врубель. Он ушел в городе, который сделал его арт-звездой если не мирового, то европейского масштаба. «Братский поцелуй» Брежнева и Хонеккера, нарисованный Врубелем на Берлинской стене в 1990 году, стал символом окончания холодной войны.
.
Но многие ли из молодых сейчас знают, кто такие эти два целующихся взасос старичка? Почти через двадцать лет после «Поцелуя» Врубель вместе с женой и соратницей Викторией Тимофеевой создали «Евангельский проект». Они перерисовали в гиперреалистической манере картинки, взятые с информационных лент, художник добавил к ним канонические тексты. Выяснилось, что мир мало изменился с древних времен.
- Евангельский проект
В 2008 году эту работу номинировали на премию Кандинского. Тогда проект прокомментировал философ Борис Гройс:
Врубель и Тимофеева для иллюстрирования евангельского текста используют визуальный материал, поставляемый международными агентствами для современных средств массовой информации. Решение это вполне обосновано, ведь слово Евангелие обозначает «благая весть», или, если выражаться более современно, «хорошая новость». В этом смысле Евангелие можно считать прообразом современных медиа.
Но главная новость, которую Евангелие сообщило миру и которая породила современные средства массовой информации, — это новость о природе самой новости. А именно: это новость о том, что только плохая новость — хорошая новость.
Действительно, Евангелие, будучи «хорошей новостью», не сообщает читателю ничего хорошего. Бог умер, его апостолы замучены, общая картина мира не просто печальна, а совершенно ужасна, пред-апокалиптична.
Откуда же берется евангельский оптимизм? Очевидно, что он относится не к содержанию новости, а к ней самой, к самому факту того, что она есть новость и что эта новость нова. Мы живем сегодня в мире, который однажды поверил этой новости и верит в нее до сих пор. Работы Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой прекрасно иллюстрируют эту структуру современной веры.
- Евангельский проект
Осенью 2010 года «Евангельский проект» был показан в Петербурге в культурном центре «Красное знамя», который располагался в здании бывшей трикотажной фабрики. Наверное, это было последнее крупное, серьезное событие в современном искусстве Петербурга.
Вадим Шувалов