В природе сапсан – одинокий хищник, крупный сокол, уступающий по величине среди настоящих соколов только видам, относящимся к группе кречетов. На жертв охотится в одиночку. Работники РЖД решили изменить эту порочную практику. С 5 апреля на трассе «Москва – Петербург» будет летать целая стая сапсанов. Число регулярных рейсов вырастет с трех до пяти ежедневно, как, впрочем, и время в пути, и средняя цена на билеты на всей железной дороге. Кому и зачем это нужно, попытались мы разобраться.
К уже существующим трем рейсам в 6.45, 13.00 и 19.00 (поезда стартуют одновременно из Москвы и из Петербурга) добавляются два дневных рейса – в 16.30 и 16.45 из Москвы, и в 15.00 и 15.15 из Петербурга. При этом время в пути на существующих утренних и вечерних рейсах увеличивается незначительно – всего на 10 минут, но на дневном рейсе из Москвы и из Петербурга в 13.00 аж на 30 минут, с 4 часов 15 минут до 4 часов 45 минут.
Полчаса – это довольно серьезно. Чтоб сократить время в пути на то же время инженеры работают десятки лет, а на реконструкцию путей тратятся миллиарды.
Кстати, куда менее совершенный, в итоге устаревший и снятый с рейсов поезд ЭР-200 доезжал из Петербурга до Москвы за 3 часа 55 минут, это регулярно и по расписанию. А в августе 2006, когда, чтоб проверить, на него сели глава РЖД Владимир Якунин и мэр Москвы Юрий Лужков, ЭР-200 на крыльях вдохновения домчался от Москвы до Петербурга за 3 часа 53 минуты. Страшно представить, за какое время он доехал бы, если б пассажирами стали Валентина Матвиенко или Дмитрий Медведев!
И руководство РЖД обещало к 2008 году доставлять из Москвы в Петербург за 3,5 часа на том же самом ЭР-200 по еще не реконструированной под скоростное движение дороге.
Сейчас же даже на самом быстром рейсе “Сапсана”, в 6.45, время в пути составляет те же 3 часа 55 минут, как на ЭР-200 в штатном расписании. Зачем тогда одно только РЖД в одном только 2009 году инвестировало в организацию скоростного движения между Москвой и Петербургом (реконструкция путей, спрямление участков, замена старых мостов на новые и т.п.) более 6 млрд рублей?
Затем, что все это прекрасно окупается, и вовсе не за счет увеличения скорости сообщения. Для людей оказалось важным совсем другое. В январе 2010 года поездами “Сапсан” совершили поездки 78 тыс. 910 пассажиров, в феврале – 81 тыс. 488 пассажиров, хотя скорость ничуть не увеличилась.
– Средняя заполняемость “Сапсана” с начала курсирования в декабре 2009 года – порядка 85 процентов, – рассказал Виктор Корсаков, начальник пресс-службы Октябрьской железной дороги. Это не просто высокий, а очень высокий показатель! Например, с такой заполняемостью курсируют поезда в направлении Сочи в летний период, во время так называемого пика перевозок.
Несмотря на цены, которые уже догнали авиацию, – от 3 720 до 6 900 рублей, билеты отлично раскупаются, так что появилась потребность в новых рейсах. Введение двух рейсов с разрывом в 15 минут выглядит довольно странным. Не проще было бы вместо двух пар поездов, в 16.30 и 16.45 из Москвы и в 15.00 и 15.15 из Петербурга, просто увеличить число вагонов, благо длина перронов это пока позволяет?
Не проще, говорят в РЖД. Экономически, а главное морально, это не оправдано. Если раньше человек, опоздавший на поезд на какие-то 15 минут, попадал в безвыходное положение и готов был застрелиться, то теперь он просто сдаст билет за полцены и поедет следующим поездом, уже через 15 минут. Как рассказали нам в ОЖД, есть и еще одно, не менее веское соображение. Новый рейс “Сапсана” вводится взамен известного фирменного поезда № 159/160 “Аврора”, отправлявшегося в 16.30 из Москвы и в 16.00 из Петербурга. Легендарная “Аврора”, совершившая первый рейс в 1965 году, значительно модернизированная в 2003-м и очень комфортная – кстати сказать, тоже скоростной поезд, доставляющий из одной столицы в другую за 5,5 часов, – отменяется с 5 апреля. А люди-то никуда не делись! И вот, чтобы перевозить пассажиров, пользовавшихся “Авророй”, в близкое ко времени отправления поезда № 159/160 время и назначается поезд “Сапсан”. Такова, по крайней мере, версия ОЖД.
“Сапсан” немного быстрее. Но это не главное его достоинство, если вообще достоинство. Билеты на “Аврору” стоили от 1 946 рублей (сидячий) до 4 185 рублей (СВ), где-то посерединке – купейный за 2 145 рублей. Самый дешевый билет на “Сапсан” дороже. Раньше считалось, что это минус. Но это раньше. Много чего было раньше и уже не будет никогда, потому что никому не нужно.
Раньше, например, считалось, что дневные поезда – самые неудобные, потому что на них тратится рабочее время. Практика эксплуатации “Сапсана” показала, что рабочее время для среднестатистического москвича и петербуржца – это как раз то время, которое приятнее всего тратить, и за это люди готовы отдать любые деньги.
– Время отправления вновь вводимых рейсов выбрано не случайно: дневные поезда “Сапсан” пользуются огромным спросом, – сообщили нам в ОЖД. – Их заполняемость с учетом смены пассажиров на промежуточных станциях выше 100 процентов.
Получается, что уже сейчас, выбирая между поездом, достигающим Москвы за 3 часа 55 минут и поездом, едущим 4 часа 15 минут, люди предпочитают более медленный. И это понятно. Достоинства “Сапсана” не ограничиваются скоростью – помимо всего прочего, это еще и поезда повышенной комфортности. Что же это за люди такие, пассажиры “Сапсана” – увальни, разгильдяи, Обломовы, просаживающие деньги своих работодателей? Отнюдь.
– К деловым людям из Петербурга и Москвы добавились деловые люди из Твери, Окуловки, Бологого, Вышнего Волочка, – рассказывает Виктор Корсаков. – На нас выходили жители и администрация этих городов, просили сделать побольше остановок.
В результате поезд, отправляющийся из Москвы и Петербурга в 13.00, начиная с 5 апреля, кроме Твери и Бологого, будет делать еще две остановки – в Окуловке и в Вышнем Волочке. Из-за этого, собственно, и увеличилось время в пути от Москвы до Петербурга на полчаса. Правда, в Окуловке поезд стоит 1 минуту, в В. Волочке – 2 минуты. Откуда же 30? Добавьте время на разгон и на стыковку расписания с другими поездами.
Как известно, у по-настоящему предусмотрительных людей, у людей, которым чужд лозунг “на охоту ехать – собак кормить”, лето начинается в апреле. Безусловно, в РЖД работают только такие люди, скорее Штольцы, чем Обломовы. Потому летнее расписание вводится уже сейчас, и вновь вводимые рейсы “Сапсана” подстраиваются под него, чтобы сто раз график не переделывать.
– Увеличение времени в пути поездов “Сапсан” связано с тем, что летом увеличивается количество других поездов (и дальнего следования, и пригородных), курсирующих на данном направлении, – сообщила пресс-служба ОЖД. – Расписание поездов в летнее время – самое напряженное, и мы делаем все возможное, чтобы учесть интересы всех пассажиров: и пассажиров поездов “Сапсан”, и пассажиров других поездов. Более того, вся железнодорожная инфраструктура на всей сети дорог именно в теплое время года проходит плановое обслуживание, а для этого необходимо предусмотреть технологические окна. Но даже учитывая все эти факторы, изменение времени хода поездов “Сапсан” минимально. Осенью мы планируем вернуть время хода, равное 3-м часам 45-ти минутам.
Вернуть? Пока что я не видел поезда, доезжающего до Москвы быстрее, чем за 3 часа 55 минут. Тут железная дорога явно поскромничала: выход на новую ступень свершений – 3.45 – они называют возвратом. Вопрос, однако, в другом: зачем? Опыт эксплуатации “Сапсана”, показывает, что в поездах люди ездят вовсе не затем, чтоб спешить, а затем, чтобы помогать железной дороге деньгами.