Праздные мысли ветерана войны с пустотой. Мысль первая и вторая
1) Россия всегда (начиная, как минимум, с 18-го века) – ровно такая, какой ее хочет видеть Запад, внутренне «слишком конфликтный» и привыкший сплачиваться перед «великой и ужасной» угрозой с имперского Востока: Византией, Арабским халифатом, Османской империей, Россией (исламисты-террористы, разные «страны-изгои» и даже Китай – не в счет: одни недолговечны, другой слишком далеко).
Вот почему Россия, с самого начала стремившаяся отражаться в «евро-имперском зеркале», становилась на протяжении своей истории все более «великой и ужасной», всегда «подманиваемой» и до известной степени поощряемой (а в случаях слишком жёсткого западного сплочения – атакуемой «по инерционной ошибке», как в 1812 и 1941 гг.), но никогда не признаваемой Западом «своей».
2) Что же до легитимности (приемлемости для народа) власти, то эта легитимность в России испокон веков – силовая, а не правовая. Либеральную власть здесь не уважают и свергают, авторитарно-беспредельную – боятся и уважают, а правителя такого даже любят (хотя сам аппарат его власти – нет).
Не поняв обе эти исходные вводные, вряд ли получится конструктивно рассуждать на тему: «Что же будет с Родиной и с нами». Ибо: «Что было, то и будет…» Будут всё те же циклы российской истории, пока не кончатся вместе с порождающей их цивилизационной системой.
Даниил Коцюбинский
На заставке: «Новая китайская стена» (Россия против Японии, Англии, США, Германии, Франции и др.). Карикатура из американского журнала Puck («Шалун»), 1900 г.?