В ГМЗ «Царское Село» продолжается реставрация (точнее говорить о воссоздании) личных покоев Екатерины II, которые располагались на втором этаже Зубовского флигеля Большого Екатерининского дворца.
Наталия Кудрявцева, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации:
– Элементы декора первых пяти залов (из восьми) изготовлены в мастерских, начался их монтаж на стены, потолки и полы. Они дают представление о том, как выглядели личные апартаменты Екатерины II.
Главная забота – воссоздание Китайского зала. Это, прежде всего, 172 панно из черных с золотом и коромандельских (цветных) лаков. Сейчас идут переговоры с китайской мастерской, владеющей необходимыми технологиями, об изготовлении утраченных панно. Изготовлены два опытных образца, которые мы надеемся вскоре получить. В Китае сохранились старинные технологии, но сейчас они используются для создания изделий в современном дизайне, а не панно XVIII века.
Поэтому, Царскосельская янтарная мастерская (проектировщик и генподрядчик воссоздания апартаментов Екатерины II) готовит эскизы всех остальных 170 панно в натуральную величину. Чтобы китайская мастерская могла бы оценить необходимое количество материалов и время на изготовление панно.
Иконография Китайского зала – акварели и фото сохранились, хотя их недостаточно. Мы используем изображения аналогов, китайских панно в других российских и европейских дворцах и коллекциях.
Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской:
– На днях мы впервые собрали из разных мастерских образцы видов отделки – стекло, фарфор, живописные панно, металл, паркет, камины. Все виды отделки, которые существовали в XVIII веке, здесь присутствуют. Работы ведутся одновременно во всех восьми залах личных покоев царицы, в том числе общестроительные и инженерные. Этот проект самый сложный для нас, прошедших воссоздание Янтарной комнаты, реставрацию Лионского зала и Екатерининской церкви.
Мария Рядова, главный архитектор ГМЗ «Царское Село»:
– Екатерина II, взойдя на трон, решила перестроить апартаменты Елизаветы Петровны, под личные и представительские цели. И приглашает архитекторов Джакомо Кваренги и Чарльза Камерона.
Пройдем на шести залам, где идут работы.
Зеркальный кабинет. Здесь императрица читала корреспонденцию готовила ответы, проводила некоторые встречи. Первоначально Камерон проектировал Пальмовую комнату с «деревьями» из жестяных стволов и листьев. Этот проект не был реализован, и тогда Кваренги проектирует отделку неразрезным стеклом от пола до карнизов. Между стеклами были помещены фарфоровые пилястры с надглазурными росписями, выполненные на ИФЗ в 1785 году. Двери с зеркалами выезжали из пазов в стене. Многократные отражения создавали иллюзию огромного пространства.
Все убранство погибло при пожаре 1944 года. Только наборный паркет, вывезенный нацистами в 1941 году, сохранился. Его нашли в Берлине в 1947 году, как и паркет Лионского зала, и возвратили в Царское Село.
Нам неизвестно, каким был плафон Кваренги. Он будет воссоздан на 1858 год, когда архитектор Ипполит Монигетти спроектировал новый для жены Александра II. На этот плафон есть иконография. Это объемная гризайлевая решетка, увитая растительным орнаментом.
.
Синий кабинет (Табакерка). Отделка зала в том числе плафон, была выполнена из молочного и синего (под лазурит, любимый камень Камерона) стекла. Зал был декорирован позолоченным металлом (медь и бронза). Кстати, всего для личных покоев выполнено свыше 10 тысяч элементов металла «под позолоту». Небольшие фрагменты были собраны в 1944 году сотрудниками музея и энтузиастами.
Стекло изготовляется в «блинах» и раскраивается под конкретное место. Сохранились несколько кусочков подлинника. С одной стороны, это помогло в поисках состава стекла для воссоздания, С другой, оказалось очень сложно достичь качеств оригинала.
Столик и две табуреточки (все из стекла) отреставрированы, диван во всю ширину кабинета воссоздается. Будет воссоздан паркет, где основным деревом является амарант.
.
Опочивальня. Спальня уже отделывается стеклом. В сборные столбики подкладывается фольга для получения эффекта сияния. Чтобы отлить лиловые рубки, пришлось долго искать специальные печи. Фрагмент паркета уже воссоздан. Плафон, повторяющий рисунок паркета, – стеклянный. Камин воссоздан и частично смонтирован.
.
Серебряный кабинет. Использовался для работ с документами и приемов. Декор был посеребренный, но через 7 лет оно почернело, императрица распоряжается декор разобрать. Кваренги оставляет только ниши у оконных проемов (они частично сохранились), а также стеклянные треножники (сейчас находятся в фондах). Отделка зеркалами разделяется пилястрами с арабесковой живописью в технике «энкаустика» – восковыми красками. Аллегорические сюжеты нарисованы на популярные в конце XVIII века. Плафон нарисован гризайлью, воссоздание золоченых карнизов и камина – впереди. Паркет воссоздан, предстоит его монтаж.
.
Китайский зал. 180 кв. метров, двухсветный, все стены отделаны китайскими лаковыми панно. Их набирали, разрезая ширмы, подносы и т.д. Если ширма была двухсторонней, то ее резали продольно. Любопытно, что были использованы и китайские лаки из растреллиевского Китайского зала Екатерининского дворца (сейчас там парадная лестница Монигетти).
Китайские лаки – это от 30 до 100 слоев, нанесенные на доски. Это толща прорезалась и набивалась золотом или красками, и заново покрывалась лаком.
Отделка стен и рамы для лаков в стиле «шануазри», а также предметный ряд были сделаны русскими мастерами. Отдельная
история с плафоном. На фотографиях начала ХХ века – тот, что был сделан по эскизу Монигетти в 1860-х. На акварелях середины XIX века – плафон на период Камерона. Реставрационный совет принял решение восстанавливать «на Камерона». Сохранились аналоги, сейчас сделаны первые фрагменты. Отдельная работа – восстановление кантонских эмалей, шелковой отделки и мебельного гарнитура. Фрагменты этих элементов сохранились в разной степени полноты. Сейчас идут переговоры с ИФЗ о воссоздании двухметровых пагод из фарфора. Они были акцентами в интерьере Китайского зала.
.
Купольный зал. Самый продвинутый по степени готовности зал. Сейчас здесь уже работают лепщики, воссоздающие сложный декор. Камерон создал иллюзию античной виллы для зала, который Екатерина II использовала как столовую. Солнечные лучи, преломляясь в зеленых ветвях, проникает в пространство зала.
Здесь идут самые разные работы – восстановлены деревянный колонны, отделанные мастикой под мрамор. Капители будут позолочены. Завершаются работы по фризу с кентаврами. Под куполом – тритоны, кессоны с открашенным фоном украшаются розетками.
Вадим Шувалов