Кто из нас не задумывался о том, как сохранить, а еще лучше — приумножить свои сбережения? Один из самых простых вариантов — банковский вклад, дающий пусть и небольшой, но гарантированный доход. Фондовый рынок никаких гарантий не дает, зато инвестиции в ценные бумаги могут принести куда большую прибыль, чем депозит. К примеру, те, кто не побоялся вложить свои деньги в российские акции в разгар кризиса, сейчас как минимум в двукратном плюсе. Но будут ли и дальше расти в цене акции? Какую доходность демонстрируют валюта и драгметаллы? Чего ждать в этом году от рынка банковских депозитов? Как чувствуют себя наши пенсионные накопления? Ответы на эти и другие вопросы искали участники круглого стола на тему «Приумножая возможности», организованного редакцией «МК» в Питере» совместно с изданием TT Finance.
Долой с рынка спекулянтов!
Кризис заставил всех более осмысленно подходить к вопросу сохранности сбережений. Правда, во что именно обратить свои кровные, да так, чтобы их не потерять, решить сложно. Недвижимость многим не по карману, а более доступные золото, валюта, ценные бумаги демонстрируют то взлеты, то падения. Возьмем хотя бы доллары: в конце 2008 года они принесли своим владельцам 50 процентов доходности, а по итогам 2009 года — убыток в 15 процентов. Золото хоть и осталось в плюсе, все же не смогло превзойти даже официальную инфляцию, показав доходность чуть более 4 процентов. Зато фондовый рынок “отыграл” кризисные потери на все 100, а то и более процентов.
— Если в конце 2008 года индекс РТС находился на отметке в 600 пунктов, то по итогам 2009 года поднялся уже до 1400 пунктов, — комментирует руководитель регионального отделения Федеральной службы по надзору за финансовыми рынками (ФСФР) в Северо-Западном федеральном округе Павел Иванов. — Между тем предкризисные показатели достигали почти 2500 пунктов. То есть фондовый рынок в 2009 году начал восстанавливаться, но пока отработал лишь половину после падения.
Как отмечают аналитики, основная масса ПИФов акций по итогам года заработала от 100 до 200 процентов дохода, удвоив и даже утроив вложения своих пайщиков. А лидеры рынка принесли инвесторам от 240 до 300 процентов прибыли. Максимальную прибыль обеспечили вложения в бумаги энергетических, телекоммуникационных и металлургических компаний.
— В 2009 году на российском фондовом рынке наблюдался бурный рост после бурного падения в предыдущем году, — отмечает ведущий экономист Управления ценных бумаг Северо-Западного банка Сбербанка России Александр Михайлов. — Цены акций большинства ведущих российских компаний за 2009 год выросли более чем на 100 процентов. Правда, вряд ли в этом году сохранятся столь же бурные темпы роста, и, тем не менее, наш прогноз оптимистичный. Рынок развивается, потенциал к росту еще есть.
Настораживает лишь одно: растет рынок не вследствие роста экономики (о ее восстановлении говорить рано — ВВП по итогам года упал на 9 процентов), а благодаря активности иностранных инвесторов, охотно вкладывающих средства в российские ценные бумаги. Однако “иноземцы” могут покинуть рынок в любой момент, и тогда он вновь просядет, как в разгар кризиса. Чтобы избежать этого, биржи пытаются переориентироваться на российского частного инвестора, причем не из ряда спекулянтов.
— В ценные бумаги надо вкладывать, чтобы сберегать и накапливать десятилетиями, а не одним днем, — поясняет Павел Иванов. — И сейчас правительством предпринимаются шаги для того, чтобы изменить ситуацию и привлечь на рынок частных инвесторов, которые бы не просто играли на бирже, а размещали свои средства на долгосрочную перспективу. Для сравнения: в США 50–60 процентов семей инвестируют в фондовый рынок. У нас — всего лишь 2–3 процента.
— Не нужно забывать, что американские семьи инвестируют в ценные бумаги с целью получения дохода в виде дивидендов, — дополняет Александр Михайлов. — У нас же дивиденды либо не выплачиваются вообще, либо платятся копейки, за исключением разве что государственных компаний, которым дано указание — платить. А потому и весь смысл инвестиций в фондовый рынок сводится к получению спекулятивного дохода.
— Проблема в том, что финансовый рынок развивался у нас с опережением и многие нужные документы, законы сейчас делаются вдогонку, — высказывает свое мнение вице-президент Ассоциации банков Северо-Запада Виктор Титов. — Когда, приобретая ценные бумаги, их владелец будет получать доход, к примеру, сопоставимый с депозитами, тогда население начнет хранить свои сбережения в этих инструментах.
— В качестве компромиссного варианта можно рассмотреть негосударственные пенсионные фонды, — отмечает исполнительный директор Негосударственного пенсионного фонда Оборонно-промышленного комплекса Ольга Сойгина. — Именно они являются долгосрочными инвесторами на фондовом рынке, которые позволяют людям получать доход как за счет долгосрочного роста ценных бумаг, так и за счет дивидендов. Пенсионный фонд — это фактически один из финансовых мостов между человеком и фондовым рынком.
Многие продолжают держаться в стороне от фондового рынка, помня неудачный опыт участия в чековых фондах, появившихся на волне приватизации 1992 года. Некоторые из них существуют по сей день. Но даже тем, кто сохранил сертификаты тех времен, рассчитывать на реальный доход не приходится.
— После деноминации сертификат номиналом в 10 тысяч рублей превратился в 10 рублей, и никакой индексации в этом случае не проводилось. То есть выходит, что если даже фонд увеличил доходность бумаги в 10 раз, то вы получите всего лишь 100 рублей, — приводит неутешительные расчеты Павел Иванов.
Такая арифметика свидетельствует о том, что бумаги чековых фондов теперь могут предоставлять ценность разве что как музейный экспонат. Надеемся, что в скором будущем в нашей стране все же появятся ценные бумаги, имеющие реальную, а не спекулятивную ценность. И россияне смогут приобретать их не для того, чтобы, надеясь на умные советы аналитиков, ловить пики взлетов и падений биржевых индексов, а для того, чтобы использовать их как стабильный источник дохода, причем в течение долгих лет.
Ставки — ничто, имидж — все
Как говорится, риск — дело благородное, но не благодарное, и, если вы не готовы к “ловле синицы” на биржевых небосклонах, лучше обратить свой взор на другой финансовый инструмент — банковский вклад. Собственно, именно его выбрала для сохранения сбережений большая часть населения.
— По итогам 2009 года вклады в банках выросли на 26,8 процента и достигли суммы в 1 триллион 579 миллиардов рублей, — сообщает Виктор Титов. — Очевидно, что в условиях кризиса население переориентировалось с потребления на сбережение. Если раньше свободные средства вкладывались в недвижимость, ПИФы, то в 2009 году поведение населения стало более консервативным.
Сделали свое дело и гарантии государства по полному возврату вкладов до 700 тысяч рублей — неслучайно наибольший рост наблюдался среди вкладов в размере от 400 до 700 тысяч рублей. С введением механизма страхования вкладов многие сейчас специально “дробят” денежные суммы и размещают их в разных банках. Еще одна причина всплеска открытия депозитов кроется в величине ставок — в разгар кризиса они доходили до 18–20 процентов. Однако это уже в прошлом, сейчас средняя ставка на рынке установилась в районе 9 процентов, и, скорее всего, снижение продолжится. А вкладчики в свою очередь задумались: не “грохнутся” ли те банки, в которые они год назад положили средства под 20 процентов, причем сроком года на три — ведь система страхования вкладов не резиновая?
— Каждый банк самостоятельно разрабатывает политику своего поведения, и, если он идет на привлечение средств путем повышенных ставок, возможно, риски перекрываются за счет других доходов, к примеру, от кредитного портфеля, — отвечает Виктор Титов.
Кстати, и сейчас, когда крупные игроки рынка предлагают депозиты под 6–8 процентов годовых в рублях, некоторые банки обещают до 15 процентов.
— Завышенные ставки могут обернуться для вкладчика убытками, — обращает внимание начальник сектора вкладов Управления вкладов и расчетов населения Северо-Западного банка Сбербанка России Нина Даткунас. — Дело в том, что ставка рефинансирования сейчас составляет 8,5 процентов годовых, а согласно налоговому законодательству России, если ставка по банковскому вкладу превышает ставку рефинансирования Центробанка на 5 процентных пунктов, вкладчик обязан с разницы уплатить НДФЛ в размере 35 процентов.
— Не стоит определять привлекательность вклада только величиной процентной ставки, — дополняет свою коллегу Татьяна Лескова, специалист Управления вкладов и расчетов населения Северо-Западного банка Сбербанка России. — Иногда при учете всех условий вклад с низкой процентной ставкой оказывается более выигрышным. К примеру, мы предлагаем своим клиентам возможность открытия вклада на любое удобное для них количество дней, причем с возможностью досрочного погашения на льготных условиях, бонусы и дополнительные опции, увеличивающие доход по вкладу.
— Сейчас люди особо не бегут за высокими ставками куда угодно — имидж и надежность банка для них важнее, — подтверждает Виктор Титов.
Не менее важным для банковских клиентов сейчас является и срок вложений. Заглядывать далеко вперед никто не хочет, да и экономические перспективы пока не очень ясны. Как следствие, в 2009 году впервые снизилась доля долгосрочных вкладов — с 65 до 63,7 процента. Пытаются отследить вкладчики и колебания курсов валют — так, в начале года вслед за ростом курса доллара и евро выросла доля валютных вкладов. Однако рубль быстро отвоевал позиции, и рублевые вклады вернули свою популярность.
Озолотишься ли на паях с государством?
Каждого волнует не только то, как заработать на день сегодняшний, но и на что жить после выхода на пенсию? Государство гарантирует лишь минимальный базовый размер пенсии и всеми правдами и неправдами пытается заставить нас копить на “достойную старость” самостоятельно. Так, увеличить размер будущей пенсии можно за счет инвестиций на фондовом рынке, разместив свою накопительную часть пенсии в управляющей компании (УК) или НПФ. Вот только почти все они сработали в кризис в минус — по итогам 2008 года доходность от инвестирования средств негосударственными фондами составляла в среднем минус 20 процентов, а отрицательная доходность частных УК доходила до 50 процентов! И полностью отыграть потери удалось пока не всем.
— В 2009 году управляющие компании показали разную доходность — от 110 и до 7,5 процента, — отмечает Павел Иванов. — Однако в целом по рынку потери 2008 года еще не компенсировались.
Государственная управляющая компания — Внешэкономбанк — в конце 2009 года разделила средства своих вкладчиков по их волеизъявлению на два портфеля. В результате ГУК обеспечила доходность пенсиям по расширенному портфелю в 9,5 процента, а по портфелю государственных ценных бумаг — 5,7 процента.
— Менее рискованный портфель осознанно выбрали 1943 петербуржца из 2,5 миллионов застрахованных лиц, имеющих право на накопительную часть пенсии, — приводит данные Светлана Сорокина, начальник отдела организации и учета процесса инвестирования Отделения Пенсионного фонда.
— Причиной низкой активности граждан является отсутствие информации, — отмечает Ольга Сойгина. — Если о программе софинансирования говорилось довольно много и многие граждане знают о ее возможностях, то о наличии двух портфелей у Внешэкономбанка знают очень немногие. По моему мнению, количество граждан, выбравших портфель государственных ценных бумаг, существенно возрастет, если граждане будут знать, что оставаться “молчуном” и хранить пенсионные накопления в государственных ценных бумагах — это не одно и то же.
По словам Светланы Сорокиной, сократилось в прошлом году и число “молчунов” — заявлений о выборе управляющей компании поступило на 25 процентов больше (83 тысячи). Хотя за все 7 лет реформы “разговорились” более 10 процентов петербуржцев — за этот срок подано 336 тысяч заявлений по поводу размещения пенсионных средств. Не спешат петербуржцы и участвовать в программе софинансирования, в рамках которой государство прибавляет тысячу на тысячу рублей личных пенсионных взносов. При этом минимум, который надо вносить в год для получения взносов на софинансирование, составляет 2 тысячи рублей. Максимум не ограничен, но общая сумма поддержки государства не превысит 12 тысяч рублей в год.
— Заявление о намерении участвовать в программе софинансирования подали 52 тысячи человек (всего 1 процент от общего числа застрахованных лиц), — информирует Светлана Сорокина. — Но далеко не все активно платят взносы. Так, 5 тысяч человек заплатили от 2 до 12 тысяч рублей, еще 3766 человек внесли большую сумму. Остальные либо не платили, либо внесли менее установленных условиями программы 2 тысяч рублей. В результате эти люди не смогут получить прибавку от государства.
— Я думаю, просто карты спутал кризис, и в этом году программа софинансирования покажет лучшие результаты, — высказывает свое мнение Павел Иванов. — Ведь государство, по сути, предоставляет нам уникальный шанс — получить фактически гарантированную стопроцентную доходность от своих вложений. На пенсионном калькуляторе, размещенном на сайте одного из НПФ, я посчитал, что если в течение 20 лет — от 40 до 60 лет — копить по 2 тысячи рублей в месяц (при этом первые десять лет используя программу софинансирования необходимо откладывать только одну тысячу рублей, а вторую получать от государства), то при ставке доходности в 10 процентов накопления к моменту выхода на пенсию составят 1,5 миллиона рублей. При этом величина дополнительной пенсии в первый год будет 6 тысяч рублей, а на 19-й год составит 42 тысячи рублей.
Чрезмерная осторожность населения к пенсионным ноу-хау вызвана и недоверием, причем как к частным компаниям, так и к государству, с которым, как известно, лучше не играть в азартные игры. И убыточные результаты размещения пенсионных средств 2008 года лишь укрепили негативное отношение к пенсионной реформе. Участники круглого стола уверяют, что эти потери, выйдя на пенсию, застрахованные лица не почувствуют, ведь первые выплаты накопительной части пенсии будут лишь в 2013 году. Но кто поручится, что за это время не пройдет очередной деноминации, в сотни раз обесценившей любые накопления, и кто гарантирует, что фондовые рынки будут все это время расти? Хотя обезопасить наше пенсионное будущее все же пытаются: по разработанному приказу ФСФР НПФ придется гарантировать клиентам доходность вне зависимости от ситуации на фондовом рынке. Это означает, что по итогам года на счетах клиентов НПФ нельзя показывать убытки от инвестирования пенсионных накоплений, а покрывать их придется за счет собственных уставных средств. Вот только станет ли спокойнее потенциальным пенсионерам, пока не ясно, ведь риски банкротства фондов возрастут в разы.
— К чему приведет введение в действие этого приказа — покажет время. Возможно, с рынка уйдет ряд фондов, но, скорее всего, это приведет к более консервативным инвестиционным стратегиям, — убеждена Ольга Сойгина. — Конечно же, это не сможет не сказаться на доходности пенсионных накоплений, но пенсионным деньгам нужна прежде всего сохранность.
МК-справка: Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30 процентов. Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в нее входят 17 территориальных банков и более 19 490 подразделений по всей стране. По данным Агентства по страхованию вкладов, Сбербанк занимает почти 50 процентов рынка частных вкладов. Банк предлагает клиентам широчайшую линейку услуг, выгодные условия по срочным вкладам в рублях и иностранной валюте, а также специальные виды вкладов для пенсионеров. А наиболее выгодным сейчас является сезонный вклад “Победитель”, приуроченный к 65-летию со дня Победы. Разместить не менее 10 тысяч рублей сроком на год предлагается под 7,6 процента годовых. При этом для участников ВОВ и узников фашистских лагерей предусмотрены специальные ставки — в 8 процентов годовых. А в конце срока 0,1 процента, или 1 рубль с 1 тысячи рублей, будет перечислено во Всероссийский фонд ветеранов войны и военной службы. Спешите: специальное предложение действует только до 31 мая! |