Девяносто лет и восемь историй про памятники

Музей городской скульптуры отмечает свою круглую дату выставкой «90». Главной частью юбилейной выставки сделан показ лучших скульптурных эскизов памятников, созданных в 1940-х -1980-х годах. Как позже реализованных, так и оставшихся в мечтах. Об этом рассказала «Городу 812» Елена Крылова, заместитель директора музея по научной работе.

В те годы музей был заказчиком конкурсов, поскольку тогда после установки памятник становился частью музейного фонда имущества. А скульптурные эскизы пополняли коллекцию ГМГС. Этот материал редко выставляется и малоизвестен современному зрителю.

В качестве предисловия к выставке распечатан список памятников и мемориальных досок, которые находятся в ведении музея. Памятников на учете – 240. От верстового столба на углу Московского проспекта и набережной Фонтанки до памятника Андрею Сахарову скульптора Левона Лазарева. Он находится на площади, носящей имя мятежного академика.

Мемориальных досок – 625. Под первым номером идет доска о наводнении 1824 года, расположенная по адресу: набережная канала Грибоедова, 55. Под 625-м – доска в память об академике Николае Зелинском, изобретателе противогаза. Она установлена в 2016 году на НИИ Метрологии (Московский проспект, 19).

Вера Рытикова, главный хранитель ГМГС подготовила восемь историй о самых известных личностях, которым советская власть ставила памятники в Ленинграде. Почти все они были литераторами.  Чаще всего проект выбирался по итогам закрытых конкурсов.

.

История 1. Пушкин

Она известна лучше других. В 1937-1938 годах был конкурс на лучший проект для Стрелки Васильевского острова. Победил Иван Шадр. Трагический образ «нашего всего» понравился жюри.   Комитет по делам искусств (тогдашний аналог минкультуры) поручил скульптору продолжить работу. В 1940 году сменили место на площадь Лассаля (ныне – площадь Искусств). Война нарушила все планы. Михаил Аникушин завершал работу над своим Пушкиным в оттепельные годы. Его поэт был совсем другим – романтичным и радостным.

.

История 2. Гоголь

Она начинает серию конкурсов 1950-х годов, которые шли один за другим в стремлении увековечить в Ленинграде русскую культуру. В конкурсе 1955 года победил проект Валентина Бублева для Манежной площади. Этот скульптор был единственным, кто изобразил автора «Мертвых душ» сидящим.

Но в 1961 вышло постановление совмина об экономии средств на создание памятников. Гоголь Бублева остался в эскизах. Другой памятник Гоголю другого автора появился на Малой Конюшенной только в 1997 году. Кстати, Бублев дожил до 2018 года, может еще найдутся его высказывания о новом памятнике.

.

История 3. Некрасов

В 1956 году на конкурсе на эскиз памятника для сада «Прудки» на улице Некрасова победил проекта Леонида Эйдлина. Художественный совет принял новый вариант в 1961 году, но скульптор продолжал работать над образом в «суровом стиле», тогда входившем в моду. Памятник был установлен только через 10 лет. Сейчас такие задержки немыслимы, а советская власть терпеливо ждала результата. Как выясняется, не только от Аникушина, работавшего над Чеховым 37 лет.

Любопытно, что в конкурсе (наверное, в первый и точно в последний раз) на памятник Некрасову участвовал 80-летний мэтр Степан Эрзя. Жаль, что не выиграл. Его субтильный с хитрецой Некрасов с пальто на локте как-то лучше отражает современные представления об авторе «Кому на Руси жить хорошо».

.

История 4. Горький

В конкурсе 1954-1956 годов победил проект Веры Исаевой.  По рекомендации худсовета она усиливает звучание памятника как монумента пролетарскому писателю. В первом варианте Горький выглядит как курортник с острова Капри. Исаева убирает трость из правой руки «вестника революции», шляпу перекладывает в левую, правую сжимает в решительный кулак. В качестве компенсации с постамента исчезают барельефы о борьбе пролетариата за светлое будущее.  В таком виде памятник был установлен в 1968 году.

.

История 5. Ломоносов

В конкурсе 1960 года победил проект Михаила Габе и его команды. Они создали образ ученого-практика. На нем – фартук, он опирается на армиллярную сферу (прибор для измерения координат звезд). Упомянутое постановление 1961 года остановило работы. В 1981-м решили ставить памятник Ломоносову – философу, литератору, мыслителю. Победил в конкурсе дуэт Валентин Свешников-Борис Петров, их помпезный памятник был установлен в 1986 году.

Малоизвестный факт: в последнем конкурсе участвовал Аникушин, предложивший образ юного Ломоносова, начинающего путь по долгой и трудной дороге познания. Как бы он хорошо смотрелся на Менеделевской линии, рядом с Университетом.

.

История 6. Белинский

Сначала в 1948 году памятник неистовому Виссариону хотели установить перед ДК Кирова. Сохранились газетные репортажи с митинга при установке закладного камня. Потом передумали и решили облагораживать новостройки. В 1961 году для конкурса было предложено место на углу Московского проспекта и улицы Гастелло. На выставке показан лучший проект, он принадлежал Григорию Ястребенецкому. Жаль, что мэтр не дожил до выставки несколько месяцев. Ему было бы приятно увидеть свою давнюю работу.

Памятника Белинскому в Петербурге нет. Может, это и правильно.

.

История 7. Менделеев

В конкурсе 1948 года победил проект Всеволода Лишева. Местом установки определили Менделевскую линию (там, где сейчас Ломоносов). В 1957 году худсовет, посмотрев на месте гипсовую модель в натуральную величину – открыватель периодического закона присел задумчиво, одобрил эскиз по всем статьям. Но вмешались химики: не та борода, не тот костюм, не та рука. Им объясняли, что скульптура – не литература. Всю деятельность Менделеева не следует загонять в один памятник. Был даже придуман такой образ: не можно показать в одном монументе талантливого полководца и образцового мужа.

Но в 1957-м химики победили. С другой стороны, зачем плодить сущности. Чем плох памятник Менделееву скульптора Ильи Гинцбурга, установленный около НИИ метрологии еще 1932 году.

.

История 8. Островский

В 1948 году памятник лучшему знатоку русского купечества решили установить перед зданием Театра им. Ленинского комсомола. Конкурс проходил в 1950-1956 годах, победил проект Алексея Тимченко. Сидящий драматург строго смотрит на публику. На постаменте – барельфы с персонажами из пьес Островского.

Был отмечен стоячий вариант и бюст работы Александра Игнатьева. Но не сложился роман классика, ушедшего задолго до появления комсомола и ленкомовского театра. Островский мог бы прижиться на площади, носящей его имя. В Александринском театре состоялись первые постановки многих его пьес. Но место занято императрицей Екатериной II.

Вадим Шувалов