Петербург остался без грандиозного политического шоу: спикер Совета Федерации Сергей Миронов не принял участие в митинге перед администрацией Кировского района, посвященном произволу на выборах в Автово, хотя собирался. В итоге общественность не смогла понаблюдать за боевым столкновением сотрудников ФСО, охраняющих третье лицо государства, с сотрудниками ОМОНа, охраняющими покой городской чиновников. Впрочем, Миронов все-таки приехал в Петербург и рассказал все, что он думает о «Единой России», пообещав ее местным лидерам «очень серьезные проблемы». Масштабы конфликта двух ног власти вышли на новый уровень.
Все началось, понятно, с “Автово” – муниципалитета, из которого безуспешно пытались выбить эсеров, – в итоге дело закончилось отменой выборов. Кровопролитная борьба за эту территорию, не имеющую большого стратегического значения, может объясняться только тем, что победа в ней стало делом чести для “Единой” и “Справедливой” Россий.
Через неделю после выборов городской парламент проголосовал за отмену своего очередного заседания в среду, 24 марта. По официальной версии – из-за отсутствия достаточного числа вопросов для обсуждения, по неофициальной – из-за того, что депутаты со своими детьми во время школьных каникул уезжают в теплые страны. Однако лидер эсеров Олег Нилов заявил, что причина в другом: как раз на эту среду был запланирован отчет Сергея Миронова перед парламентариями, которые, таким образом, демонстративно отказываются его слушать.
На это обвинение все почему-то жутко оскорбились. Источники считают, что оно затрагивает какую-то краеугольную договоренность сосуществования обоих “Россий”, освященную в Кремле. Вадим Тюльпанов в присутствии большого числа депутатов заявил после этого Олегу Нилову, что снимает с себя все обязательства перед ним.
По версии “Единой России”, эта загадочная формулировка про “снятие с себя обязательств” означает следующее: если раньше партия власти шла навстречу оппозиционерам, ставя их законопроекты в повестку дня, голосуя за депутатские запросы и т.д., то теперь ничего подобного не будет. Поскольку главный эсер подставил единороссов, по их мнению, умышленно: знал заранее о визите Миронова, но ничего не сказал.
Сам Нилов обвинения в злом умысле отрицает. Любопытно, что эту тему, несмотря на всю напряженность в отношениях, не хотят развивать и эсеры. Так, Сергей Миронов заявил, что не видит связи между отменой заседания ЗакСа и своим визитом. “Я разговаривал по этому поводу с Вадимом Тюльпановым – никакой связи тут нет”, – сказал он Online812.
Зато федеральный лидер “Справедливой России” наговорил про единороссов много других гадостей. “Только в Петербурге не услышали решения Госсовета от 22 января о необходимости реальной многопартийности”, – сказал Сергей Миронов. На выборах в “Автово” “Единая Россия”, по его словам, не смогла сделать так, “как она привыкла делать – вбросить бюллетени”. Поэтому “депутат ЗакСа, видя, что ничего не получается, от отчаяния похитил урну” (имя депутата не называлось, но вообще эсеры обвиняют в похищении урны единоросса Виталия Милонова). Так что “у “Единой России” в лице ее руководителей в Петербурге будут серьезные проблемы”, пообещал Миронов, заявив, что доложит о безобразиях президенту.
На это Вадим Тюльпанов постфактум ответил, что у него вызывает “искреннее недоумение и огорчение то, что “Сергей Миронов позволяет себе небрежно относиться к высоким стандартам петербургской правовой и политической культуры”.
И даже свое неучастии в митинге Сергей Миронов объяснил происками единороссов, которые якобы готовили провокацию – хотели смешаться с толпой митингующих эсеров и поднять антиправительственные транспаранты. К тому же вместо многотысячного митинга разрешили проводить только маленький пикет. А вот на многотысячный митинг спикер СФ обязательно приедет.
Итого в сухом остатке конфликта – необыкновенно грозная риторика и, что гораздо важнее, угроза Вадима Тюльпанова не учитывать интересы эсеров в парламенте. Олег Нилов заявил Online812, что в ответ “Справедливая Россия” будет жаловаться президенту и “записывать все, что происходит в зале, на видео, пока не налажена прямая трансляция в интернет”. Мера не очень, конечно, действенная, но способная придать заседаниям парламента ненужную единороссам скандальность.
В этой истории любопытно то, что конфликт возник практически на ровном месте. Внутри “Справедливой России” говорят, что никаких других поводов для обид, кроме истории в Автово, у них не было. В “Единой России” клянутся, что не знают, почему Сергей Миронов так взъелся, и предполагают, что, возможно, он расстроился, так как ему не дали провести митинг.
Что еще более любопытно – предыдущий конфликт на пустом месте возникал чуть больше месяца назад, когда единороссы подвергли Миронова остракизму за признание, что он не во всем согласен с президентом. Правда, тогда вся история разворачивалась не в Петербурге, а в Москве, но сути это не меняет.
Если перед нами – начало тенденции, то она скорее всего обозначает, что на место эпохи политической стабильности приходит какая-то новая, у которой еще пока нет названия.
Комментарий
“Готовы поубивать за крохи”
Владимир БОЛЬШАГОВ, политтехнолог:
– Функция власти – забирая, что-то давать взамен. Забрала свободу принятия решений – дала взамен какие-то материальные блага или идеологию, например. Но в нашем случае власть набрала себе всего так много, что отдавать ей уже нечего. Тех крох, которые она еще может отдать, не хватает уже даже своим. На низовом уровне властной системы очень большое напряжение, и все готовы друг друга за эти крохи поубивать. Поэтому как только появляются даже не расхождения, а просто отдельные намеки, которые можно трактовать как приближающийся раскол в тандемократии, на местах это тут же воспринимают как разрешение на решительные действия. И сразу же бросаются друг на друга.