Нехорошая картина вырисовывается

В петербургском Союзе художников – перевыборы

16 ноября 2022 года в Санкт-Петербургском Союзе художников должно состояться перевыборное собрание, на котором может появиться, но может и не появиться новый состав правления Союза. 

Деятельность правления выразительно охарактеризовал художник Алексей Кирьянов.

 

.

Рыба тухнет с головы, или Немного слов о нынешнем положении дел в Союзе художников СПб

Председателями Союза художников Ленинграда-Петербурга в разные времена были: К. Петров-Водкин, М. Манизер, Я. Николаев, В. Серов, М. Аникушин, Б. Угаров, П. Фомин, А. Чаркин – все авторитетные, большие мастера, крупные, влиятельные и уважаемые художники. Они имели большой вес в СПб, дружили с властью и были умными людьми. Золотые времена Союза художников!

Что же мы видим здесь и сейчас?

Как обстоят дела в СХ СПб после четырех лет руководства нынешнего председателя Правления СХ СПб тов. А.Н. Базанова, его заместителя тов. П.А. Коноша и «юриста-советника» О.С. Кондротоса? Как они справляются с делами в Союзе?

У нас есть все основания предполагать, что дела у нас обстоят не очень-то хорошо. А отвратительно! Нынешнее руководство СХ – просто двоечники и неудачники.

При них СХ СПб быстро теряет позиции на карте художественной жизни Санкт- Петербурга, постепенно превращаясь в какую-то бедную и провинциальную арт-богадельню.

Буквально во всём.

Это нынешние руководители довели наш Союз художников до состояния разрухи и беспорядка. Денег в СХ СПб нет. Многие суды проиграны. Потерянными нами оказались здания и мастерские, раньше по праву принадлежащие СХ СПб.

Работа с властями города отсутствует совсем. Можно было бы просить гранты у администрации Петербурга, у комитета по культуре. Но ничего это нет и в помине.

Выставки становятся всё хуже и хуже, их художественный уровень упал ниже плинтуса. Люди просто перестают ходить в наш Союз. Нечего здесь смотреть!

За выставки сами художники должны платить всё больше и больше денег. Почему, кстати?

Растут и пени даже за небольшие просрочки аренды мастерских. (Кстати, законны ли эти пени? – 1 процент в день! 30 процентов в месяц!).

***

Раздут до нелепости штат Союза художников. Информация о происходящем в СХ СПб постоянно замалчивается. Художники – члены СХ СПб – вообще ничего не знают о том, что происходит здесь на самом деле.

Караул! Насаждается несвойственный свободным людям (таким как мы – художникам) мерзкий дух казармы и полицейщины.

До руководства Союза не достучаться (их никогда нет на месте). А деньги от Союза они, кстати, исправно получают… Поговаривают, что, закрывшись в помещении правления, они…  Что ж – очень даже возможно!

При А. Чаркине двери в правление СХ были всегда открыты настежь, все вопросы решались быстро и оперативно. У членов Союза художников СПб никогда не было проблем и с оказанием юридической помощи.

Сейчас этого нет. Авторитарный стиль правления процветает. На всё вопросы у этого правления один хамский ответ: «Это не ваше дело, мы сами во всем разберемся».

Такой неуважительный стиль общения с людьми абсолютно неприемлем в общественной организации, где люди платят деньги на содержание аппарата и самого этого правления.

***

Что же конкретно не нравится художникам в работе нынешнего руководства?

На Смоленской набережной Васильевского острова потеряно несколько мастерских. Как, что, почему? Кто виноват, кому выгодно? Правление молчит.

Недавно юристом О.С. Кондротасом был с треском проигран суд по Дому скульптора на Заневском, 26, литера А. Здание рядом с театром «Буфф», стоимостью в 300 000 000 рублей, которое больше 50  лет принадлежало СХ СПб, сейчас отошло городу.

Руководство опять молчит, ничего объяснять не намерено. «Мы наводим порядок!» – говорят они. Поневоле возникает вопрос: а не сговор ли это?

Потеряна – и вряд ли вернётся – собственность СХ СПб:  Старая Ладога, Комбинат ДПИ на Мориса Тореза, выставочный зал на Морской набережной 39, выставочный зал на Свердловской набережной…

Скульптор Коновалова, член СХ СПб, царствие ей небесное, завещала свою квартиру СХ СПб. Надо было только правильно всё оформить. И пока ничего не сделано. Ни Базановым, ни Кондротосом, ни Коношем. Почему спрашивается? Куда делся этот подарок?

Багетка (Салтыковская дорога 6). Здание 5000 кв. метров. Приносит в бухгалтерию СХ СПб ничтожно мало денег (120 000 руб.). Руководит там некий юрист-ликвидатор  Алексей Багров. Хочется спросить: а где деньги, которые раньше так страстно обещали получать с этой багетки? Где деньги, Зин?

Комбинат ЭПСК, построенный для скульпторов, и на 50℅ принадлежащий СХ СПб, не отчисляет в Союз художников вообще ничего.

Кстати, договор на аренду на 49 лет дома на Большой Морской, 38 нам помог заключить и фактически всё сделал для этого, не Базанов (как он об этом везде кричит), а большой любитель искусства Сергей Макаров, председатель КГИОП СПб. Огромное спасибо ему за это!

***

Члены правления долгие годы сидят на своих стульях, одни и те же лица, практически бессрочно (Ашот Хачатрян, например, в правлении с 1994 года!) и не пускают туда никого из свежих и новых.

Они только постоянно выдвигают себя на звания Заслуженных художников РФ (А. Хачатрян, Р. Губайдулин и другие персонажи из секции живописи). А сам тов. Базанов – так он не только хочет стать Заслуженным художником, он еще подал на звание Академика, что уж и вовсе смешно. И неприлично. Кто знает в стране такого художника?

***

А «юрист-советник» ведёт прием людей в стенах СХ СПб на Большой Морской, 38, оказывая юридические услуги. Не платя, как говорят, ничего в бухгалтерию за это. Еще, поговаривают, этот юрист получает в СХ СПб самую большую зарплату – якобы 250 000 рублей. Предыдущий настоящий юрист А.Трояновский получал 30 000 рублей и честно ходил на все суды.

И еще, вы удивитесь, но поговаривают, что этот «юрист-советник» стал владельцем «Арт-Буфета» в здании Союза художников. Интересно, перечисляет ли он хоть что-то в бухгалтерию СХ СПб за работу этого кафе? Во дворе здания Союза художников СПб «юрист-советник» жарит шашлыки для посетителей «Арт-Буфета». Вдумайтесь, господа, во дворе Императорского общества поощрения художеств кто-то (никакого отношения к Искусству не имеющий), жарит шашлыки!

(Поговаривают ещё, что котиков, которые  вечно жили там, во дворе, и которых всегда подкармливали сердобольные женщины из Союза, выкинули в Мойку – чтобы эти коты не мешали жарить шашлыки).

А некий Коврижкин (вы знаете такого художника?) получил помещение для занятий с китайцами на Большой Морской, 38. Сделал там «Школу искусств» и учит китайцев, а деньги  за это в бухгалтерию пока не платит! Кстати, говорят, что именно он, Коврижкин, заменит председателя секции живописи Лавренко и станет председателем этой секции сам.

И еще он будет командовать «Арт-Резиденцией» (проще говоря, гостиницей) на Б. Морской, 38 (она там есть – со стороны Мойки).

Есть также некий художник Игорь Кожевников. Занимая от СХ мастерскую на Песочной набережной, 16, он имеет еще одно шикарное помещение в доме на Б. Морской, 38, где также занимается преподавательской деятельностью, а деньги в бухгалтерию СХ СПб почти не платит (только за свет).

Всех других, как правило, толковых, но неугодных руководству людей, они безжалостно выживают. Убрали юриста Трояновского, убрали Елену Лысак (Голубая гостиная и Арт-Буфет). Хотят убрать Алексея Титова, завхоза, 28 лет прослужившего в Союзе. На очереди Андрей Коробков, хранитель Дома художников на Песочной набережной, 16. И Анаит Карагюлян, специалист по мастерским СХ СПб…

Возможно это «арт-мафия» в действии?

***

Хорошо задумайтесь, дорогие друзья, когда в ноябре на конференции вы, художники, будете выбирать новое правление СХ СПБ. Оставить править так называемую «арт-мафию»? Или выгнать их вон из святого и намоленного места – Императорского общества поощрения художеств.

Алексей Кирьянов, художник

P.S. Всё написанное мною, это, конечно же, мое личное оценочное суждение.