Говорят, сейчас поэтом быть модно. По крайней мере, поэтов стало много. Но – кому они нужны и кто их читает? Пытается объяснить Роман ИВАНОВ, победитель Большого городского поэтического фестиваля (приехал из Пятигорска, чтобы «погрузиться в атмосферу Петербурга»).
– Зачем вы стихи пишете?
– Пишу для собственного удовольствия, других причин я не вижу. Стихи – наиболее подходящая форма самовыражения.
– И о чем хочется писать? Что в этом мире вас волнует?
– У меня есть такая мысль, что все стихи – они, в принципе, о любви. Я не социальщик, у нас есть много социальных авторов. Я не затрагиваю это.
– А политика не интересует?
– Политика – это массовое одурачивание. Я прочел недавно статью о том, что как мы можем смеяться, отмечать Новый год, когда рядом идет война, убивают людей каждый день.
– Не согласны?
– Для журналистов это работа. Много шума по разному поводу, все хотят сенсаций. Все ждут чего-то нестандартного. Каким тогда должен быть поэт – наверное, пьяным и голым. Может, только эпатажа и ждут от поэтов. Это грустно. Мне нравится, когда поэт не пьет, не зарывает талант, а пишет стихотворения.
– А людям поэзия сейчас нужна?
– Интерес есть. Если публика приходит послушать – значит, людям это нужно.
– Но, по-моему, качество большинства текстов невысокое.
– Никто не хочет работать над собой. Таких людей очень мало. Вот мне интересно добиться, чтобы каждое слово было на своем месте.
– А рэп – это поэзия?
– Это речитатив, а поэзия – это максимальная концентрация смысла. Поэзия – это не литература, это передача ощущения. Текст умаляет достоинства поэзии: иногда я прихожу к такой мысли, что поэзия должна существовать устно.
– Если так много поэтов вокруг, значит, они нужны обществу?
– Есть выражение Платона: «При строительстве, как при создании государства, самое первое, что нужно сделать, – это выгнать всех поэтов». Иногда мне кажется, что это справедливо. Поэзия – это вечное сомнение, неуверенность. Может быть, нас делает людьми какая-то неуверенность: если мы в чем-то уверены – здесь недалеко до диктатуры. Задача поэзии – заставить людей сомневаться во всем. Кажется, что знаем, что завтра будет, а на самом деле – нет, завтра может и не быть.
– Стихами же денег не заработаешь.
– Поэзия – это мое личное, вряд ли я хотел бы ею зарабатывать. Самые талантливые те, у кого с работой не ладится. Кто-то из великих сказал, что нельзя быть одновременно хорошим продавцом и хорошим поэтом. Кому-то удается собирать залы, в основном это такая тусовка, которая ничего не приносит, кроме знакомств.
– Но деньги-то надо как-то зарабатывать?
– Должна быть профессия какая-то общественно полезная – например, врач или учитель, тогда работа не мешает творчеству, а дополняет его. Если работа – просто средство зарабатывания денег, это рано или поздно приведет к кризису. Либо забросишь работу, либо бросишь писать. Нельзя совмещать творчество и реальную жизнь. От совмещения – сегодня я поэт, а завтра грузчик – пахнет любительством.
Поэтом может сейчас быть очень сильный человек, трудно отважиться на это дело в наше время.
– Так сейчас поэзия в упадке или на подъеме?
– Расцвет характеризуется современниками, которые в этой области гремят. Сейчас такого нет, последний раз это была Вера Полозкова. Сейчас переходный период, тот период, когда нет живых классиков, есть куча молодых разной степени талантливости. Все-таки это эпоха ожидания. Мы сейчас все ждем нового Лермонтова, Пушкина.
Карина Галия