«Аэрофлот» поглотил «Россию». Теперь будем летать через Москву?

На прошлой неделе ГТК «Россия» окончательно перешла под управление «Аэрофлота». Впрочем, юридическое поглощение петербургской авиакомпании отечественным авиамонополистом займет примерно год, который пройдет в жарких баталиях между Смольным и новым собственником о доле причитающегося городу пакета акций ГТК.

        Госкорпорация “Ростехнологии”, которая формально пока еще управляет ГТК “Россия”, уволила главу авиакомпании Романа Пахомова и назначила на его место Сергея Белова. Он о петербургской авиакомпании знает не понаслышке –  проработал в ней более 30 лет, с 1972 по 2006 год, дослужившись до поста первого заместителя гендиректора “России”. Последние 4 года Белов возглавлял петербургский филиал “Аэрофлота”, и то, что именно он отныне возглавляет ГТК, означает, что крупнейшая российская авиакомпания взяла в свои руки бразды правления петербургским авиаперевозчиком.

А “Ростехнологии”, отдав свой крупнейший авиационный актив под управление Белова, расстались не только с ним, но и с мечтой о создании второй крупнейшей в России компании “Росавиа”, которая, по замыслу главы госкорпорации Сергея Чемезова, должна была стать конкурентом “Аэрофлота”. Однако правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Сергея Шувалова в начале этого года решила передать все авиационные активы “Ростехнологий” “Аэрофлоту”. Фактически шуваловская комиссия искала способы спасения “России”, долг которой на начало года достиг 6 миллиардов рублей. И на роль спасателя был назначен “Аэрофлот”.

В соответствии с решением правительства, “Россию”, которая пока является федеральной собственностью, до конца года предстоит акционировать и передать “Аэрофлоту”. Каким будет участие города в акционерном капитале компании – это станет предметом сложных переговоров, которые ожидают чиновников Смольного. В прошлом году Валентина Матвиенко и Сергей Чемезов договорились, что блокпакет в ГТК останется за Петербургом.

Петербургские власти заинтересованы в том, чтобы сохранить маршрутную сеть авиакомпании таким образом, чтобы из Северной столицы можно было летать в большинство городов России, СНГ и Европы напрямую, а не через Москву. И теперь у чиновников есть опасения, что “Аэрофлот” будет перестраивать расписание “России” “под себя”, по принципу “Петербург – Москва – далее везде”. В ответ на это петербургские пассажиры будут летать по формуле “Петербург – Хельсинки – далее везде”, поскольку транзит через финскую столицу быстрее и дешевле. Это может поломать концепцию создания авиационного хаба в Петербурге и лишит смысла строительство нового терминала в Пулкове, которое должно начаться в июне этого года.

“Пока еще ничего не понятно, сколько акций и каким образом получит город. Будет договариваться с “Аэрофлотом” и правительством”, – сказал на условиях анонимности один из вовлеченных в переговоры чиновников.