Аналитики президента Медведева представили «Россию будущего»

Руководители института современного развития (ИНСОР), попечительский совет которого возглавляет Дмитрий Медведев, презентовали в Петербурге при поддержке центра «Стратегия» доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра». Сейчас, по их словам, «мы имеем дело с кризисом управления как государством, так и общественно-политическими процессами». Выйти из него можно вернувшись к пятилетнему президентскому сроку, отменив цензуру в СМИ, наладив реальную многопартийность, реформировав силовые органы и вступив в НАТО.

         Правда, когда все это произойдет неизвестно – авторы принципиально избегали в докладе дат. Питерские эксперты сценарий поддержали, но согласились с ним далеко не по всем статьям.

Представлявшие доклад глава ИНСОРа Игорь Юргенс, входящий в либеральное окружение президента, и бывший член правительства Евгений Гонтмахер, сообщили, что свое видение будущего страны они составили на основе предыдущих исследований ИНСОРа и закрытых дискуссий, к которым были привлечены специалисты в различных сферах.

Доклад является альтернативой другой концепции развития страны “Стратегии-2020”. “Такие документы, как “Стратегия-2020″, как минимум устарели, – зафиксировал позицию авторов Евгений Гонтмахер. – Например, там постулируется, что размер пенсии будет составлять 80% от средней заработной платы, но учитывая нынешние тенденции, весь бюджет страны в таком случае в 2020 году пойдет на пенсионное обеспечение!”

Доклад написан в формате эссе и в целом лежит в русле заявлений президента Медведева о необходимости модернизации. Так, отмечают авторы, стране необходим “модернизационный рывок” в условиях, когда “слишком многое располагает к инерции и загниванию… начиная с конъюнктуры на сырьевых рынках и заканчивая настроениями в политике и уверенностью власти в своей способности управлять массовым сознанием”.

Модернизация при этом должна быть глубокой для преодоления вековой традиции ресурсной зависимости, системной для исключения идеологической архаики политических и социальных институтов, и решительной, поскольку отставание становится необратимым.

Полноценная экономическая модернизация в условиях постиндустриальной эпохи, по убеждению экспертов ИНСОРа, невозможна в условиях политической несвободы. Описанию необходимых стране политических перемен посвящены в докладе 10 тезисов о политической системе.

Среди них требование сокращения сроков президентских полномочий и парламента до 5 и 4 лет соответственно; реальная многопартийность; появления в качестве ядра политической системы двух партий – условно правоцентристской и левоцентристской, при этом в идеале на выборах одна партия фактически должна сменять у власти другую.

“Прецеденты функционирования многопартийности есть, – рассказал Игорь Юргенс. – Например, в Красноярске  на выборах в парламент наблюдалась реальная конкуренция между “Справедливой” и “Единой Россией”, и это лучше помогло экс-главе края Александру Хлопонину руководить”.

Избирательная система должна стать смешанной – половина мест от прошедших партий, а половина от одномандатников. При этом, по мнению господина Гонтмахера, применение партийного принципа на муниципальном уровне вообще ничем не обосновано. Авторы доклада также настаивают на прямом выборе губернаторов, на уведомительном характере регистрации некоммерческих организаций и на отказе от практики контроля государством за СМИ.

Особо подчеркивается, что судебная власть должна стать независимой по мнению всего общества. Вооруженные силы должны формироваться исключительно на добровольной основе. Офицерский же корпус составляться из граждан, получивших помимо военного фундаментальное гуманитарное и естественное образование.

МВД необходимо ликвидировать, а функции охраны правопорядка развести по уровням власти. Контроль дорожного движения надо разделить между региональной полицией, муниципальной милицией и гражданской службой дорожного движения. ФСБ, по мнению авторов доклада, необходимо упразднить, воссоздав Федеральную службу контрразведки.

Россия должна стать полноправным членом всех ведущих глобальных организаций, занять видное место в ВТО и ОЭСР, стать постоянным членом ЕС и завершить переговоры о вступлении в существенно изменившееся относительно сегодняшнего дня НАТО.

Стратегическим направлением модернизации должно стать сокращение государственного вмешательства в дела компаний и граждан. За счет этого наиболее многочисленным – до 50% домохозяйств – социальным слоем российского общества должен стать средний класс.

На сегодняшний день, по подсчетам господина Гонтмахера, к среднему классу принадлежит 20% населения страны, а к его числу относится часть бизнес элиты, высшие госчиновники и некоторые журналисты, т.е. люди с доходом в 30 тыс. рублей на члена семьи в месяц и владельцы некоторой собственности.

“К сожалению, учителя, врачи и представители малого бизнеса не находятся сегодня в числе среднего класса. Это положение и предстоит исправить в ходе  модернизации экономики, которая создаст запрос на “умный” труд”, – отметил господин Гонтмахер.
 
Доклад, как отметил господин Юргенс, был написан не только для президента, но и для заинтересованной части общества. И к обсуждению доклада приглашаются все заинтересованные политические силы и общественные объединения. “Мы уже посетили многие города страны, при этом приглашения приходят и из “Единой  России”, и из КПРФ, и из “Справедливой России”.

 Глава государства при этом, по словам господина Юргенса, не оказывал никакого влияния на авторов доклада. Это в первую очередь касается финансирования исследований. “Дмитрий Медведев так и сказал нам, что как только вы начнете финансироваться за счет бюджета, конец придет вашей независимости, – отметил глава ИНСОРа. – Поэтому мы ищем деньги на исследования, используя свои связи в Союзе промышленников и предпринимателей и других местах”.

Сегодня возможность для реализации тезисов доклада еще не упущена, полагают авторы, и упустить ее “было бы непростительно”.
Эксперты отмечают высокое качество проделанной работы, но далеко не во всем согласны с исследователями ИНСОРа. “Экономическая основа для перемен остается неясной. Реальных собственников в стране по некоторым подсчетам лишь 1% населения. Откуда возьмется запрос на модернизацию?”, – высказал свои сомнения Владислав Шинкунас, координатор проекта “Мегарегион”.

Михаил Амосов, депутат Законодательного собрания Петербурга трех созывов, настаивает, что партийный принцип важен и на муниципальном уровне, где возможны расхождения по конкретным вопросам.

А заведующая кафедрой политологии РГПУ им. А.И.Герцена Галина Грибанова призвала в дальнейшем более критически подойти к характеристике “европейского пути развития”: “авторы доклада исходят из образа европейской политики начала девяностых годов, сейчас же в Европе накопились принципиально новые проблемы”.

По словам же Александра Сунгурова, президента политологического центра “Стратегия”, “современную российскую ситуацию надо сравнивать не с Россией периода завершения перестройки, а скорее с временем ее начала, когда действительно было только слово, и это слово достаточно четко представлено в обсуждаемом докладе”.

Высказали эксперты и свои предложения. По мнению Владислава Шинкунаса необходимо ввести прямые выборы на уровне глав федеральных округов, что позволит снять перекос в сложившейся системе назначений губернаторов. А бывший депутат Ленсовета и директор проекта “Новейшая история России” Петр Филиппов призывает к организации обсуждения доклада на самых разнообразных площадках города.