Кончаловских любят подделывать и любят покупать

В Русском музее с большой помпой открыли выставку русского и советского классика Петра Кончаловского. Редкий проект, даже такого крупного музея, получает поддержку правительства России. На вернисаж ждали Владимира Путина, но его заменил заместитель премьера Александр Жуков.

          Благосклонность власти – не новость для семьи, которую долгие годы возглавлял автор текстов двух гимнов Сергей Михалков, а сейчас – братья-кинорежиссеры Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков. На выставке с подзаголовком “К эволюции русского авангарда” собрано больше сотни работ художника Петра Кончаловского из музеев и частных собраний.

Увы, у русского авангарда не было эволюции. В начале 1930-х годов советская власть закрыла этот проект, который был сразу признан всем миром, распихав авангардистов по лагерям или введя пожизненный запрет на профессию. Петр Кончаловский эволюционировал от организации группы “Бубновый валет”, с которой и начался весь авангард, до салонных портретов, вроде Алексея Толстого с рюмкой и ветчиной, а также разнообразных цветочных натюрмортов.

Кроме политического, у выставки есть еще один, более скандальный бэкграунд. Соорганизатором выставки является фонд Петра Кончаловского, который управляет произведениями художника, находящимися в собственности его наследников. Фонд был создан в 2006 году по образу и подобию западных фондов, которые с помощью приглашаемых экспертов защищают произведения известных мастеров от многочисленных подделок. Петра Кончаловского много подделывают, поскольку цены на его картины колеблются от сотен тысяч до нескольких миллионов евро. Несколько картин (по оценке – миллионников), принадлежащих наследникам, в частности “В мастерской. Семейный портрет”, представлены на выставке. Может быть, в качестве приманки.
В России есть несколько коллекционеров (банкир Петр Авен, шоу-звезда Дмитрий Маликов), которые интересуются Кончаловским. Они готовы платить, но только за подлинники.

Ситуация усложняется тем, что, по приблизительным оценкам, Петр Кончаловский оставил около 5 тысяч произведений. Из них только на одну тысячу произведений существует точная атрибуция и известно их местонахождение. Кроме того, его сын – также художник Михаил Кончаловский – пользовался теми же красками и холстами, что и отец. Это облегчает работу “фальшивокартинщиков”, а работы Михаила Кончаловского ценятся на порядок дешевле.

В Сети бродит неофициальная информация, что Петр Кончаловский именно сыну Михаилу и только ему, а не старшей дочери Наталье (матери кинорежиссеров), завещал самое ценное – всю свою живопись.

В 2000 году Михаил Кончаловский скончался, а в 2002 – 2003 годах прошли судебные процессы, в результате которых братья отсудили часть вещей у Лаврентия Кончаловского, сына художника Михаила Кончаловского. Тогда же появились предположения, что Лаврентий успел многие картины деда переправить на Запад и там продать.
Именно после этой громкой истории был создан Фонд Петра Кончаловского.                

Вадим ШУВАЛОВ

Справка

Самые дорогие “кончаловские”: 2005 год – за 1,5 млн долларов на аукцион “Сотбис” продан “Портрет Юрия Петровича Юрьева (Денике)”; 2007-й – картина “Жатва” на том же “Сотбис” уходит за 894 тыс. фунтов стерлингов, через несколько дней картина “Мальвы” на аукционе “Мак-Дугал” – за 1 млн фунтов, или 2,13 млн долларов. Последняя цена является рекордом для произведений Петра Кончаловского.
Трудно себе представить, кто, кроме русских, мог выложить такие сумасшедшие деньги за произведения одного из многочисленных последователей Поля Сезанна.