«Газпром» надругался над нашим городом и теперь сваливает?

О пользе и вреде «Газпрома» для Петербурга

Столько всего хорошего сделал «Газпром» для Петербурга, что его потеря станет для города болезненным шоком. Это мысли, которые были высказаны участниками круглого стола «Газпром» — итоги петербургской прописки», который в декабре провел РБК. Материал, который вышел по итогам этого обсуждения, назывался «Стратегический налогоплательщик» – он вызвал во мне очередной прилив возмущения.

Очередной – потому что то, что делает «Газпром» с Петербургом – а именно, методично убивает историческое сердце великого города и всего Невского края, – возмущает меня уже давно. И далеко не только меня.

.

  • Статью на сайте РБК иллюстрирует фото Романа Пименова, на котором лично мне видится композиция под названием: «Газпром», надругавшийся над Градом Петра.

.

Итак, участники круглого стола «Газпром» — итоги петербургской прописки», обсудили эффекты от случившегося в свое время переезда «Газпрома» в Петербург, а также перспективы дальнейшего сотрудничества города и крупнейшей российской госкорпорации в условиях меняющихся геополитических реалий.

.

По оценке экспертов, благодаря переезду в Петербург компаний группы «Газпром» город в 2022 году получил 230 млрд. руб. дополнительных доходов в бюджет.

 .

Вы их прочувствовали?

Я – нет.

Метро строится медленно, транспорт развит плохо, маршрутки зачем-то ликвидировали, водного сообщения нет, город скверно убирается, социальной инфраструктуры не хватает, поликлиник мало, старый фонд разрушается, благоприятная для человека среда повсеместно отсутствует, парки и скверы сжимаются, оставшиеся – вырубаются и закатываются в плитку, рекреационная зона вокруг города распродается и застраивается (частенько тем же «Газпромом» под свои нужды), сокращена охранная зона Пулковской обсерватории, в плачевном состоянии Ленинградский зоопарк, нет связных комфортных променадов вдоль набережных Невы и Финского залива…

.

Правда, как подчеркнул Леонид Лимонов, профессор НИУ ВШЭ-СПб и гендиректор Леонтьевского центра, эта цифра не учитывает мультипликативного эффекта, связанного с новыми заказами и подрядами, размещенными группой.

В реальности мультипликативный эффект может быть шире — за счет не поддающегося точному подсчету вклада новых платежеспособных потребителей — сотрудников корпорации и их семей. «Приход такого крупного игрока — это масса дополнительных сервисных возможностей, начиная с того, что жены топ-менеджеров ходят в магазины, подготовка к школе, ремонт машин, стрижка — все это заказы для малого и среднего бизнеса», — развил мысль Лимонова главный редактор «Делового Петербурга» Игорь Павловский.

.

Т.е. мы можем их обслуживать. Ура! И нечего жаловаться! Иди к газпромовцам обслугой! И черт с ним, с Охтинским мысом! Ведь зато – мультипликативный эффект! Кто платит, тот и заказывает градостроительную музыку. Так получается?

.

Но продолжим любопытное чтение. Оказывается, «Газпром» ещё и «драйвер для недвижимости». Алексей Лазутин, руководитель отдела инвестиционных продаж и корпоративных услуг IPG.Estate, выделил «фактор Газпрома» на рынке офисной и жилой недвижимости Петербурга.

.

А она нам нужна, эта бесконечная и по большей части убогая офисная и жилая недвижимость, особенно в историческом центре? Как раковая опухоль, покрыли Санкт-Петербург стройки. Ради недвижимости уничтожают Финский залив! Масса уродливых многоэтажек.

Зачем нам столько недвижимости? Зачем нам эти жуткие Шушары, Мурино, Девяткино и Кудрово? Даром что де-юре некоторые из них находятся в Ленобласти, все равно это, по большому счету, все тот же Большой Петербург, разрастающийся в агломерационное никуда…

Почему в громадной стране, заточенной под выгоды элит и, в частности, топ-менеджмента крупнейших госкорпораций, люди могут выживать только в мегаполисах, которые можно пересчитать по пальцам одной руки?  

Вот и плодятся дочерние конторы «Газпрома» и его офисы, как гремлины. Заселяют безобразный пузырек «Невской Ратуши», ради которой Сергей Матвиенко уничтожил прекрасный образец дореволюционной промышленной архитектуры –трамвайный парк, а заодно перерезал трамвайное сообщение через Большеохтинский мост.

Но продолжим духоподъемное чтение.

.

Алексей Лазутин отметил также позитивное влияние корпорации «Газпром» в других сегментах недвижимости: «Это и социальные объекты, например, ФОКи, которые появились в каждом районе».

 .

А что, построить фитнес-клуб без поддержки «Газпрома» – большая проблема? Да они, как грибы после дождя, множились и до переезда газпром-компаний в наш город.

.

«…и общественные пространства, которые формируются — Охтинский мыс и целый ряд других», — вдохновенно продолжает эксперт.

 .

И вот здесь, конечно, мое возмущение достигает точки кипения!

На Охтинском мысу с 13 января 2023 года явственно совершается преступление против культурной памяти всего человечества – уничтожается тяжелой техникой памятник 7-тысячелетней истории Приневья, в который входят:

– стоянки эпохи неолита;

– ижорско-новгородское мысовое городище XII века;

– крепость Ландскрона 1300-1301 гг.;

– крепость Ниеншанц XVII в.

– остатки Охтинской верфи XIX в.

Все эти сокровища «Петербургской Трои» сегодня идут под бульдозерный нож.

.

Но эксперты не унывают!

«“Лахта Центр”, несмотря на то, что заселение еще не началось, уже стал фактором формирования подцентра деловой активности на северо-западе города», — говорит директор по развитию городской среды «ДОМ.РФ» Антон Финогенов. По его словам, проект серьезно повлиял на рынок жилой недвижимости в Приморском районе, а также привел к созданию самой крупной в городе новой прогулочной набережной, которая будет соединена с Парком 300-летия СПб.

 .

А я на это скажу вот что. «Комендань» – жуткий человейник. Там просто забываешь, что где-то есть Эрмитаж и Летний сад. Бесконечные высотки.

Риторически повторюсь: почему в самой большой в мире стране весь её Северо-Запад должен жить в одном городе?

«Прогулочная набережная»! На самом деле оттяпали территорию у парка 300-летия. Отняли у людей морской променад. Вы хотите тут, по этой «прогулочной набережной»  гулять, наматывать километры вдоль этого адища? Просто взгляните на фото…


А вот как могла бы действительно выглядеть прогулочная зона вдоль Финского залива, если думать не об интересах госкорпораций и прочих чиновных осиных гнезд, а о горожанах…Почувствуйте разницу!

Морской берег без небоскреба, без высокоскоростных дорог, без высоток – на мой взгляд, куда лучше того, что нам «милостиво подарил» «Газпром». А на самом деле, как я полагаю, изгадил рекреационную зону Санкт-Петербурга!

Правильное развитие мегаполиса – это не посаженные окна в окна человейники и шумные высокоскоростные магистрали между ними – это город счастливых людей. С деревьями, птицами, возможностью пеших прогулок, комфортной инфраструктурой.

Санкт-Петербург – не Дубай!

Ему есть, чем гордиться без небоскребов.

.

Вот еще что вспомнили эксперты: влияние «Газпрома» ощущается и на рынке труда Петербурга.

.

А я спрошу: почему в Санкт-Петербурге больше негде работать, кроме как на «добыче газа и нефти»? У нас что, тут месторождения? Обслуживание офисов ресурсодобывающей компании – это что, в самом деле наша судьба? Почему этим не занимаются граждане тех регионов, которым и принадлежат все эти богатства? Разве так не было бы справедливее? А Петербургу разве не было бы полезнее заняться чем-то более ему подходящим? 

.

Но вот что добавляет Александр Ходачек, президент НИУ ВШЭ-СПб: оказывается, «Газпром» – крупный заказчик прикладных научных исследований в петербургских вузах, проектных и опытно-конструкторских организациях.

 .

Кто-нибудь слышал о результатах этих мозговых штурмов?

Я – нет. Все импортное у «Газпрома». Буду рада, если мне покажут хотя бы один отечественный степлер, которым пользуются газпромовские чиновники.

.

И под конец – сразу несколько вишенок на торте. Вчитаемся!

Леонид Лимонов: если город привыкнет «затыкать дыры» бюджета деньгами крупнейшего налогоплательщика, а рынки труда и недвижимости — полагаться на крупнейшего потребителя, его потеря станет болезненным шоком по всем направлениям.

Александр Ходачек: риск падения доходов «Газпрома» снижен благодаря долгосрочной программе догазификации российских регионов: «Это огромный рынок и рабочих мест, и заказов для малых и средних предприятий Санкт-Петербурга. Этот рынок настолько объемный, что никакие скачки цен на углеводородное сырье, санкции, не повлияют на программу догазификации».

.

Но почему вдруг заговорили о возможной потере Петербургом счастья быть одним большим Газпромовским офисом? А вот почему!

 .

«Поводом для обсуждения возможного ухода “Газпрома” или частичного переноса управляющих функций в другие регионы стало изменение роли Петербурга в сложившейся геополитической ситуации. Как пояснил Леонид Лимонов, логика переезда корпорации была связана с тем, что Петербург — большой портовый хаб, через который шел импорт оборудования и материалов, экспорт газа, где начинались “Северные потоки”. Все это, преимущественно, отношения “Газпрома” с недружественными ныне странами, и с переориентацией корпорации на Восток, в Китай и Индию, роль Петербурга как торгового и транспортного центра ослабевает.

Как выразился Игорь Павловский, из “окна в Европу” Петербург превращается сегодня в “Дальний Запад” России по аналогии с Дальним Востоком.

В данной ситуации городу нужно искать новые стратегии развития и уже далее — новые точки соприкосновения с интересами крупного бизнеса, убеждены участники дискуссии». 

 .

То есть Петербург десять с лишним лет превращали в Газпромбург. Отняли лучшие здания у города, Лахту, Охтинский мыс, лучшие места в пригородах, пренебрегали в судах мнением специалистов от науки, противопоставляя им целые стаи прикормленных адвокатов.

Всеми силами превращали Северный Парадиз в заштатный мухосранск.

И вот – финита ла комедиа! Петербург – не окно в Европу для них. «Дальний Запад».

Петербург – не перевалочный хаб для вывоза природных ресурсов в Китай!

С самого своего основания он был центром России, аккумулирующим знания, таланты, энергию предпринимателей и государственных деятелей, творческой интеллигенции.

Город не был уничтожен даже в страшную блокаду, возродился, расцвел, притягивал лучших граждан страны.

А в последние годы бездарное руководство отдало его на разорение газовому монополисту.

И под занавес эти люди (хотя для меня они – не совсем люди) хотят уничтожить памятники Охтинского мыса, чтобы то ли в самом деле построить там свою стеклобетонную «гадость на память», то ли просто продать по-быстрому участок кому-то третьему под вообще другую застройку.

Пригнали тяжелую технику. Ничтоже сумняшеся гоняют на ней по едва прикрытым землей крепостным валам, рвам, деревянным башням.

Собираются вбивать сваи – котлован превыше всего!

Кто наслал эту саранчу на Петербург?

Как смеют эти субчики судить о судьбе великого города?

Не пора ли им самим отправиться на дальние задворки истории?

 ***

Очень странно начинается предвыборная президентская кампания 2024 в Санкт-Петербурге.

Учитывая, что своими действиями «Газпром» фактически перечеркивает поручение президента В.В. Путина от 28 января 2021 года о создании на Охтинском мысе историко-археологического музея-заповедника, всю эту градоразрушительную анти-деятельность трудно будет отделить от нашего президента. Он либо не в курсе происходящего, либо попустительствует тому, что творят как бы за его спиной. В любом случае как кандидата на выборах 2024 года это выставит Путина в Петербурге, на мой взгляд, в весьма сомнительном свете.

Если на Охтинском мысу археологические памятники России сменятся котлованом – забыть и простить это действующим сегодня лицам от государства будет невозможно.

Так не начинают предвыборную компанию. Это – начало конца.

Алла Замкова, член Инициативной группы по защите Охтинского мыса