Зрительский отклик на патриотическую акцию о прорыве блокады Ленинграда
18 января горожане отмечали восьмидесятилетний юбилей прорыва ленинградской блокады. В памятный день мне захотелось посетить Музей обороны и блокады Ленинграда, пока жизнь стремительно не скорректировала планы: внимание захватила военно-историческая реконструкция центра патриотического воспитания «Дзержинец» в саду писателя Даниила Гранина.
- Источник см. здесь
На мероприятии я оказался почти в 6 часов вечера, т. е. спустя два часа после начала. Погода стояла неоднозначная – было мокро и скользко, но тепло. Освещение на улице вызывало дискомфорт. Хотелось уйти куда-нибудь в другое место, но громкий голос из ниоткуда, солдаты и предметы давно ушедшей эпохи заставляли остаться в Соляном переулке.
Небольшие группы людей – мужчины, женщины, подростки, даже пара юнармейцев в стильной форме – толпились около стендов, нагруженных советскими вещами и оружием. Чаще всего подходили к вооружению, чтобы подержать, пощупать и покрутить в руках пистолет-пулемёт Шпагина, винтовку Мосина или что-нибудь другое. Пожалуй, неудивительно, что многие хотели прикоснуться к оружию Победы.
- Источник см. здесь
А вот стенды с одеждой и предметами обихода (среди которых, кстати, была фотография Верховного Главнокомандующего) особого интереса у публики не вызывали. Это коснулось и открыток, сделанных в Ленинграде; агитационных листовок на немецком языке и, кажется, фронтовых писем. Экспонаты оказалось неудобно разглядывать при недостатке освещения. Да и какие-либо сопроводительные надписи полностью отсутствовали, что подстёгивало скуку и заставляло продолжать осмотр.
- Источник см. здесь
Чуть дальше памятника Блокадному учителю, осажденного флажками патриотического центра, машинами, микрофонами и мотоциклом, находилась палатка со «звуковиками». Из огромной колонки звучали приятный мужской голос или музыка. В мозгу проскользнула мысль: «Это все?», но почти сразу раздался призыв пройти в сад на театрализованное представление.
- Из архива автора
Там собрались группы любопытствующих, которые топтались на месте и слушали ведущего Алексея Ильина в плащ-палатке. Красно-белая лента отделяла уличный «зрительный зал» от весьма обширной «сцены». Реконструкторы виднелись на расстоянии в пару десятков метров вместе с прожектором, звукоулавливателем и зенитным орудием. Позади части зрителей стоял грузовик ЗИС-5, который, как впоследствии выяснилось, предназначался не только для осмотра.
- Источник см. здесь
Рассказ о первых днях, неделях и месяцах блокады города сопровождался синхронной работой реконструкторов. «Город защищался, город воевал!» – эта решительная фраза ведущего запустила «оживление» истории. Агитирование жителей Ленинграда, народное ополчение, тренировка и уход добровольцев на фронт, борьба с вражескими диверсантами и выстрел из «зенитки» – все это было. Кое-что получилось очень хорошо, а что-то – не вполне.
- Источник см. здесь
Вопреки оценке организаторов, сложно согласиться с высокой динамичностью акции. Реконструкторская «массовка» в начале выглядела довольно блеклой и малоактивной. Ведущий последовательно и хорошо рассказывал о ходе блокады и тяготах ленинградцев, а прочие «герои» негромко говорили, вяло изображали определенные эпизоды или просто стояли в стороне. Порою интерес к реконструкторам полностью пропадал, ты сосредотачивался на звучащем голосе или погружался в собственные размышления.
Однако ситуацию улучшили два эпизода. Первый – шествие солдат. Раздался резкий крик «Граждане, пустите бойцов на фронт!», и толпа красноармейцев пошла вперед, желая оказаться в кузове грузовика. Бойцы забрались в него, помахали руками улыбающейся публике и умчались в неизвестном направлении. Второй – перестрелка народной милиции со шпионами и работа противовоздушной обороны города. Громкость выстрелов, особенно зенитного орудия, почти надрывала уши и обостряла внимание. Это были как бы всполохи, пробуждавшие сознание ото сна.
- Источник см. здесь
Правда, еще во время поимки шпиона у меня возник вопрос к организаторам. Алексей Ильин в своей речи упомянул о фильме режиссера Григория Аронова «Зеленые цепочки», в котором показана борьба советских чекистов с вражескими диверсантами-ракетчиками. Последние указывали цели для немецкой авиации в Ленинграде. Запуск сигнальной ракеты как раз и продемонстрировали реконструкторы перед вымышленным авианалетом. Между тем, современные специалисты по блокаде сомневаются в существовании таких военных практик. Хоть эта часть реконструкции получилась невероятно впечатляющей и яркой, стоило ли ее включать в программу акции из-за возможной недостоверности?
- Источник см. здесь
Впрочем, несмотря на все огрехи, впечатление от увиденного осталось скорее положительным. После окончания реконструкции захотелось побыть одному и подумать. Я шагал по тротуарам улиц и размышлял о судьбе Ленинграда-Петербурга – города по-особенному печального в этот январский вечер. Города, который ценою колоссальных усилий отстоял право на будущее в самой ожесточенной войне XX века.
Владимир Алешин