За счастьем – в Академию художеств

В парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «Образы счастья» – 120 студенческих и дипломных работ Репинского института конца 1940-х – 1960-х годов. Этот период обозначен Федором Громовым, куратором проекта, как «время надежд». Соцреализм еще силен, но кое-где уже просматриваются импрессионисты и даже Сезанн.

Выставка построена как преподавательский обход в Академии. На стенах шпалерой висят холсты без рам и этикеток (для немногочисленных скульптур сделано исключение). Имена знаменитых и забытых авторов умышленно перемешаны. А чтобы публика сориентировалась, зрителям вручается газета с небольшими изображениями и подписями.

.

Выбор «Города 812»

Пять фрагментов четырех картин. Они показывают, что советских живописцев с академической выучкой интересовали вкусные детали. Вне зависимости от сюжета картины.

.

Анатолий Левитин. «Обмен стахановским опытом» (фрагмент). 1951

Сверкающие латунные детали напоминают натюрморты малых голландцев. И больших, как Рембрандт, тоже.

.

Герман Егошин. «Улица» (фрагмент). 1955.

Один из будущих лидеров леволосховской группы «Одиннадцать» в молодости отдал должное импрессионизму (девушка в черном отразилась в мокром асфальте). Позже к нему не возвращался.

.

Василий Арапов. «На базар» (фрагмент). 1956.

Следуя реплике популярного киногероя: «Козу жалко». Но вещь впечатляет сермяжной правдой жизни.

.

Павел Панков. «Урок» (фрагмент). 1957.

Детей «оттепели» не надо было заставлять учиться игре на пианино. Или художнику повезло с моделью.

.

Эдуард Выржиковский. «Кухня» (фрагмент). 1952.

Сначала замечаешь мерцающие качан капусты и бутылку с молоком. И только потом немой диалог двух женщин. Мать и легкомысленная дочь? Соседки по коммуналке?  Пересменка домработниц?

Выставка открыта по 9 апреля.

Вадим Шувалов


Теги: