В парадных залах Музея Академии художеств открылась выставка «Образы счастья» – 120 студенческих и дипломных работ Репинского института конца 1940-х – 1960-х годов. Этот период обозначен Федором Громовым, куратором проекта, как «время надежд». Соцреализм еще силен, но кое-где уже просматриваются импрессионисты и даже Сезанн.
Выставка построена как преподавательский обход в Академии. На стенах шпалерой висят холсты без рам и этикеток (для немногочисленных скульптур сделано исключение). Имена знаменитых и забытых авторов умышленно перемешаны. А чтобы публика сориентировалась, зрителям вручается газета с небольшими изображениями и подписями.
.
Выбор «Города 812»
Пять фрагментов четырех картин. Они показывают, что советских живописцев с академической выучкой интересовали вкусные детали. Вне зависимости от сюжета картины.
.
Анатолий Левитин. «Обмен стахановским опытом» (фрагмент). 1951
Сверкающие латунные детали напоминают натюрморты малых голландцев. И больших, как Рембрандт, тоже.
.
Герман Егошин. «Улица» (фрагмент). 1955.
Один из будущих лидеров леволосховской группы «Одиннадцать» в молодости отдал должное импрессионизму (девушка в черном отразилась в мокром асфальте). Позже к нему не возвращался.
.
Василий Арапов. «На базар» (фрагмент). 1956.
Следуя реплике популярного киногероя: «Козу жалко». Но вещь впечатляет сермяжной правдой жизни.
.
Павел Панков. «Урок» (фрагмент). 1957.
Детей «оттепели» не надо было заставлять учиться игре на пианино. Или художнику повезло с моделью.
.
Эдуард Выржиковский. «Кухня» (фрагмент). 1952.
Сначала замечаешь мерцающие качан капусты и бутылку с молоком. И только потом немой диалог двух женщин. Мать и легкомысленная дочь? Соседки по коммуналке? Пересменка домработниц?
Выставка открыта по 9 апреля.
Вадим Шувалов