24 октября 2012 г. примерно в 14 час. я зашел в предприятие быстрого питания «Колобок» (ул. Чайковского, 40) и совершил следующие преступления.
Во-первых, купил две булочки с маком по 26 руб. в бумажном пакете, как оказалось, навынос, после чего сел за столик, чего не имел права – по версии “Колобка” – делать. Во-вторых, решил сначала преступно съесть свой диетический бутерброд, а уже потом одну из двух булочек с маком. А вторую унести с собой.
После того, как я съел примерно половину диетического бутерброда, ко мне подошел администратор Алексей (бирка на груди) и предложил выйти вон. Я попросил дать объяснения хамства, тогда Алексей, сказал, что я нарушил сразу два их правила:
1) у них в предприятии быстрого питания “Колобок” запрещено поедать свои продукты питания,
2) я приобрел товар со скидкой 25% навынос, поэтому столик занимаю незаконно и не даю сесть другим желающим, которые не купили товары со скидкой в 25%.
На мое замечание, что более половины столиков в это время в “Колобке” вообще стоят пустые, администратор Алексей ответил, что это не имеет значения, у них такие правила. И что у них частное заведение, поэтому они сами устанавливают правила.
Я сначала сказал администратору, что эти правила нарушают мои права потребителя, а затем предложил меня с правилами ознакомить. Действительно, у входа висит объявление – без ссылок на какие-то документы, хотя бы кем-то утвержденные, в котором указано, что нельзя есть свои продукты. Про скидки и незаконное занятие столиков для поедания купленных в “Колобке” продуктов со скидкой я объявлений не видел.
Администратор вновь сослался на их правила. Я указал администратору, что, по моему мнению, их самодеятельность нарушает закон “О защите прав потребителей” и Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением правительства от 15.08.1997 № 1036. Кроме того я попросил показать мне правила внутреннего распорядка. На что получил отказ.
Позже я позвонил в предприятие быстрого питания “Колобок”. Директора там нет вообще, а всем управляет некий “бухгалтер” – тоже, естественно, без фамилии. Он сослался на некую внутреннюю инструкцию, номера которой не знал и знать не хотел, тем более сообщать мне. Из телефонной беседы выяснилось, что он вообще считает предприятие быстрого питания “Колобок” своим домом, где он сам устанавливает любые законы и правила. “Я же к вам домой в туалет не хожу”, – пытался нахамить мне бухгалтер. Я ему ответил, что я к нему домой тоже не хожу, а предприятие общественного питания, где он – всего лишь бухгалтер, – это не его дом. И правила работы тут устанавливает не он. Но он меня не понимал.
Поэтому я обратился в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку указанного предприятия быстрого питания на предмет соблюдения закона “О защите прав потребителей” и “Правил оказания услуг общественного питания”. А заодно объяснить им и мне, почему я не имею права съесть свой бутерброд в “Колобке”, на основании какого нормативного акта, принятого не “бухгалтером”, а государством.
Получил ответ. “Колобок” оказался ООО “Северо-Западная компания сервиса и питания”. В результате проверки было установлено нарушение ст. 9 закона “О защите прав потребителей” и п. 11 Правил оказания услуг общественного питания: на вывеске на входной двери не было информации о наименовании юридического лица, на что им и было указано посредством предписания.
Других нарушений обнаружено не было. Попутно я смог ознакомиться с Правилами поведения для потребителей в предприятии общественного питания быстрого обслуживания “Колобок”, утвержденными 1 августа 2012 г. гендиректором ООО “Северо-Западная компания сервиса и обслуживания” Циунель Е. Ю. Самый интересный в правилах – пятый пункт, в котором перечислены 13 запретов.
В “Колобке” запрещены собрания, митинги и политическая агитация; коммерческая деятельность, торговля, оказание услуг; сюда нельзя являться в состоянии алкогольного опьянения и в пачкающей посетителей одежде; запрещено распивать алкогольные напитки, курить, входить с животными, на роликовых коньках, нельзя фотографировать. А последним, 13-м, пунктом установлено: “В помещениях предприятия “Колобок” без разрешения Администрации предприятия посетителям запрещается употреблять продукцию, приобретенную не на предприятии “Колобок””.
По поводу этих правил из Роспотребнадзора мне написали, что в документе, утвержденном правительством, – в Правилах оказания услуг общественного питания, в п. 5 определено, что исполнитель, в данном случае “Колобок”, вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ. И в скобках указано: “ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие”. Вот под “другие” и может подходить все, что угодно – от роликовых коньков и запрета на фотосъемку до употребления продукции, приобретенной не в “Колобке”.
Если в этих правилах появится пункт, запрещающий входить в “Колобок” в желтых ботинках или красных куртках, то Роспотребнадзор и тут руками разведет: это входит в “другие” и законодательству не противоречит. Оденьтесь по форме – тогда можно. Есть же дресс-код в ночных клубах. Кроме того в прейскурантах, установленных в торговом зале, указано: “Скидка 25% на товары и кулинарную продукцию, отпускаемые навынос”. Поэтому они, по мнению Роспотребнадзора, вполне законно не давали мне есть купленные со скидкой булочки.
Какие можно сделать выводы? Прежде всего, эти правила с фамилией гендиректора и датой утверждения следовало напечатать крупным шрифтом и повесить на видном месте, чего сделано не было, поэтому в силу ч. 3 ст. 15 конституции правила применяться не могут – юридически они ничтожны. Однако Роспотребнадзор за выполнением конституции не следит и таких вещей не понимает. Поэтому и предписания на сей счет не сделал.
Во-вторых, в правилах среди 13 запретов нет запрета на употребление в пищу товаров, купленных в самом “Колобке” навынос со скидкой 25%. Поэтому тут я правила вообще не нарушил. Скидка подразумевает, что при продаже навынос вместе с булочкой не выдают тарелку – поэтому ее потом не надо мыть и платить мойщику посуды, откуда и скидка. А я булочку мог съесть и без тарелки, мы же люди простые. Что касается столов, то половина их в 14 час. все равно пустовала, так что я дохода “Колобок” не лишил.
В-третьих, 13-й пункт запрещает есть продукцию, приобретенную не на предприятии “Колобок”. Однако бутерброд я сделал дома, я его как продукцию, строго говоря, нигде не приобретал. И так же, согласно правилам, в “Колобке” можно есть своей засолки огурцы со своего огорода, помидоры оттуда же, кабачки, морковь, пить свой самогон или морс из черной смородины, а также есть свою картошку и капусту. Так что надо было вписать запрет на употребление в пищу любых органических соединений с неколобковым происхождением – так было бы более строго и предусмотрительно. Кстати, это не единственное упущение: роликовые коньки запрещены, а, скажем, обычные коньки, лыжи и велосипеды – нет. Почему?
Кстати, по п. 13 их внутренних правил по разрешению администрации “Колобка” можно употреблять продукцию, приобретенную в других местах. И ничто не мешало администратору Алексею дать мне такое разрешение. А нет! Надо же власть употребить, надо же значение свое показать, важность, строгость. Это напоминает “Шинель”: “Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны, но не многосложны. Главным основанием его системы была строгость. “Строгость, строгость и – строгость”, – говаривал он обыкновенно и при последнем слове обыкновенно смотрел очень значительно в лицо тому, которому говорил”. Понятно, что себя администратор “Колобка” видит очень “значительным лицом”, а нас – подчиненной мелюзгой. Недаром же говорится, что все мы вышли из “Шинели” Гоголя.
И вот что опять интересно: ведь явно действуют себе во вред, а противостоять своим привычкам не могут. Ну съем я там свой бутерброд, но я ведь и их продукцию заодно купил и тоже хотел съесть. Ну сэкономил я эти 25%, рублей 10 или 15, так и что? Зато теперь в результате такого обслуживания я туда никогда заходить не буду и всем знакомым расскажу, что лучше я останусь голодным, чем зайду в этот “Колобок” еще раз, а буду заходить в другое место, где мне администраторы не смотрят в рот и не анализируют, что я жую. Надо же вообще догадаться бегать по залу и контролировать процесс еды.
Это же касается, например, и фотографирования: ну сфотографирует кто-то внутренность “Колобка”, весьма невзрачную, на мой взгляд, так что случится? Наоборот, человек сделает фотографию, перешлет друзьям, скажет, где вкусно поел, друзья тоже на “Колобок” обратят внимание… И ведь они вроде бы заинтересованы в привлечении посетителей, чтобы для начала люди просто сюда зашли, – а действуют точно в противоположном направлении. Но это и есть наш общепит, который став частным, не перестал быть до мозга костей советским.
А с “Колобком” работу придется продолжить.
Михаил ЗОЛОТОНОСОВ, фото vk.com