19 марта 1898 года Русский музей впервые открылся для публики. По случаю 125-летия со дня этого события вход в Михайловский дворец будет стоить 125 рублей против 450 рублей в обычные дни.
Начиная с 5 апреля, по первым средам каждого месяца вход для пенсионеров будет бесплатным.
19 марта публику будут встречать: первый управляющий Русским музеем Александра III великий князь Георгий Михайлович, архитектор Леонтий Бенуа, княгиня и меценат Мария Тенишева, а также художники, чьи произведения входят в собрания музея – Илья Репин, Архип Куинджи, Иван Шишкин (их всех будут изображать реконструкторы).
В Брюлловском зале (№14; там, где находится «Последний день Помпеи») состоится музыкальный марафон: с полудня до вечера будут выступать камерный ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга» и другие академические музыканты.
Накануне в Суриковском зале (№36) накатали на вал картину Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Она вместе с картинами этого художника «Взятие снежного городка», «Сибирячка», «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» «Портрет А.А. Добринской», «Автопортрет», эскизами и этюдами к картинам «Боярыня Морозова» и «Покорение Сибири Ермаком» отправляется в турне по изображенным местам. Сначала «Покорение» увидят в Красноярске, а затем в Новосибирске.
Осенью выставка к 175-летию со дня рождения Василия Сурикова состоится в корпусе Бенуа Русского музея. И только потом большое полотно (три на шесть метров) вернется в свой родной зал.
Руководил накатном на вал диаметром полтора метра Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи ГРМ.
Павел Климов, заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала XXI века, напомнил, что Суриков создавал «Покорение» четыре года. Оно было задумано в Красноярске, с показом народа как движущей силы истории. В марте 1895 года художник показа картину на 23-й выставке передвижников. Там ее купил Николай II за 40 тысяч рублей (сумма по тем временам невиданная). Павел Третьяков проиграл «тендер», предложив только 30 тысяч рублей.
«Христос и грешница» Василия Поленова и «Фрина на празднике Посейдона» Генриха Семирадского были приобретены царем по 30 тысяч. Именно тогда начиналось формирование коллекции живописи Русского музея.
«Покорение Ермаком Сибири» крайне редко покидает стены Русского музея. В тридцатые годы она дважды выставлялась в Москве, в годы Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Перми. Потом никуда не ездила. Ремонт зала №36 в девяностые годы, когда картину показывали поблизости, не в счет.
Место уезжающих на временную выставку картин Сурикова в зале № 36 Михайловского дворца займут его раннее произведение «Пир Валтасара» (1874), а также полотна современника Сурикова, мастера исторической живописи и пейзажиста Аполлинария Васнецова «Северный край» (1898-1899) и «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала ХVII века» (1900).
Вадим Шувалов