В субботу 25 марта не было еженедельной встречи в полном составе защитников Охтинского мыса рядом с мемориалом «Крепость Ниеншанц». Но было кое-что другое – сессия по проблемам защиты мыса в гостинице «Охтинская». Выступали спикеры из разных сфер: археологи, активисты, учёные, политики, урбанисты.
Среди выступавших были археолог Петр Сорокин и историк архитектуры Сергей Горбатенко, Андрей Рейман из Совета по ландшафтной архитектуре СПб Союза архитекторов, депутат Борис Вишневский, юрист Владимир Чернышев (ведёт в судах дела по защите памятников Охтинского мыса), Даниил Веретенников, чья команда создала альтернативный проект для Охты, и другие. Несмотря на то, что в каких-то других вопросах все собравшиеся могут конфликтовать или конкурировать, спасение Охтинского мыса от застройки Газпрома (проект «Хрустальный корабль») стало движущей силой сессии.
Сессия началась с минуты молчания в память об ушедшем из жизни Олеге Иоаннисяне. Далее спикерами были высказаны разные точки зрения и варианты стратегий по мысу. Сессию открывало выступление Петра Сорокина о ценностях Охтинского мыса (от неолитической стоянки до Ниеншанца) и закончилось словами: «Это место обильно полито кровью, и, как минимум, поэтому оно имеет право на статус памятника».
Позже будет выложена полная запись сессии, здесь публикуются лишь некоторые фрагменты из высказываний защитников Охты.
Сергей Горбатенко, вице-президент Научного комитета по культурным ландшафтам Национального комитета ИКОМОС (Россия), высказал предположение, что с Газпромом договориться невозможно: «Было предложено строительство имитации крепости на столбах, но это предложение было отвергнуто. У меня ощущение, что прийти к компромиссу Газпрому невозможно, поэтому надо обращаться в международные организации – ЮНЕСКО».
Надежда Тихонова призналась, что застройка мыса – первый в её жизни случай, который заставил её написать письмо президенту лично.
Борис Вишневский проводил параллели с не построенным Охта-центром и говорил, что это была «борьба гражданского общества, на которую ушло пять лет жизни». Также он намекнул, что спор с лоббистами Газпрома не закончен: «“Я Пастернака не читал, но осуждаю, я проекта Газпрома не видел, но одобряю”. Так они думают. Мы не опустим руки».
Владимир Чернышев настаивал на большем количестве писем и жалоб в Администрацию президента: «Неправильно говорить, что все суды проиграны. Нам нужен РОЙ ПИСЕМ в администрацию!».
Александр Кононов, экс-заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИК, предложил создать Комитет как форму градостроительной защиты: «Надо достучаться до Путина любыми способами в интересах культуры. И провозгласить Комитет в защиту Охтинского мыса».
Дина Тороева