В последнюю декаду марта отмечается множество замечательных праздников, включая Всемирный день поэзии (21 марта) и День работника культуры (25 марта). Всё это – возможность провести в Санкт-Петербургском Союзе литераторов на Думской гала-концерт V Международного фестиваля «ВСЕМПОЭЗИИ».
Мероприятие растянулось на целый день, программа была насыщенной. Ограничимся упоминанием самого яркого.
На поэтическом семинаре журнала «Аврора» разбирали стихи. Все, в том числе микроскопические, ошибки были отмечены, но авторы при этом не были пристыжены или подвергнуты насмешке – всякий раз давалось понять, что поэт на верном пути. Думается, это был ещё и прекрасный мастер-класс для критиков.
- Семинар журнала «Аврора»
После семинара Сергей Заботин и Стефания Данилова выступили со стендапом про литпроцесс. Зрители увидели, как не надо участвовать в слэмах, и посмеялись.
На ярмарке поэтических проектов презентовали фестивали, конкурсы, поэтические объединения и т.д. Выступавший от имени Международного союза поэтов Алексей Ковалёв зачитал приветственные слова отсутствовавшего на мероприятии по болезни председателя МСП Константина Пантелеева.
Глеб Дружинин отправил вместо себя представлять Поэтический SалонЪ Янура Василиева, и тот справился с миссией блестяще.
Елена Рид, рассказывая об «Улице Блока», создала интригу, пообещав, что фестиваль вернётся, но не уточнив, когда это случится.
Стефания Данилова, вся в синем (синий цвет и Стэф – это примерно как зелёный цвет и Ирландия), увлекла публику перспективами продюсерского центра «Всемпоэзии». И это лишь малая часть того, что, по-хорошему, заслуживает отдельного внимания.
- Ирис Аполло презентует арт-проект «Ирисник» (Москва)
Гвоздём программы был, конечно же, гала-концерт с участием победителей фестиваля «ВСЕМПОЭЗИИ», членов жюри, а также специальных музыкальных гостей.
- Член жюри, поэт и бард Владимир Юрков
Первые два места в Петербурге с солидным отрывом от прочих заняли Юлия Кумбашева и Елена Шумара.
Юлия пленила судей осенним пейзажем:
.
В этот сливовый, невозможный сок закатных осенних дней.
Чаша полнится. Осторожно ты неси её. Не пролей.
.
Елена изумила трогательными и, кажется, отчасти хармсовскими по духу «Старушками»:
.
Казалось, небо счихнёт бедняжек
(как рано утром счихнуло кашу).
Но нет. Старушки летели клином
с подагрой, тиком, холестерином,
на юг, сквозь мглу и дождя осколки.
Остались до̀ма родные скалки,
пакет пакетов, штанцы и блюдца…
.
Я загадал: пусть они вернутся.
- Елена Шумара
Из десятки лауреатов также хочется отметить Марию Леонтьеву с тревожной, но «почти что выносимой» «Эвакуацией»:
.
Хрустят деревья изо льда и дыма,
Стеклянные и чёрные на вид.
И жизнь сейчас почти что выносима:
Выходит кот и фантиком шуршит.
.
Но есть не только коты. Есть лошади. Зачем писать стихи, когда есть лошадь? Этот вопрос каким-то образом стал в этом году лейтмотивом фестиваля. Впрочем, хороших стихов было много. А лошадей явно не хватало. Позвали музыкантов. Вера Сухомлин закрывала фестиваль со словами: «Люби меня и никогда не умирай».
- Вера Сухомлин
Любили. Не умерли. Много интересного узнали. Но так и не поняли, зачем писать стихи, когда есть лошадь. Оставим этот вопрос на следующий год, наверное. Если не эвакуируют куда подальше.
Святослав Белковский
фото Клары Шох