Нужно ли сокращать в Петербурге количество иностранных рабочих из бывших братских республик? Может ли Петербург совсем обойтись без них? Об этом Online812 рассказала начальник отдела трудовой миграции и сотрудничества с работодателями Комитета по труду и занятости населения Ольга КОЗЛОВА.
“Рабочие поселки” в центре города
– В правительство РФ отправлено предложение Петербурга о потребности в иностранных работниках в 2013 году – 154 088 человек. Кто и как определяет, сколько их нужно городу?
– Сами работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в наш комитет заявки о потребности в иностранной рабочей силе. На 2013 год поступило 3162 заявки на привлечение 205 719 человек. Заявки направляются на рассмотрение профильных комитетов города, администраций районов, УФМС и т.д. Полученные от них заключения передаются в Межведомственную комиссию по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Петербурге. В соответствии с предложениями субъектов утверждаются квоты на федеральном уровне. В этом году городская комиссия отклонила – полностью или частично – 156 заявок на привлечение 51 631 иностранного работника.
– Почему отказывали?
– Мы всегда исходим из ситуации на рынке труда – сколько городу надо. Отказы связаны только с потребностями рынка и невозможностью работодателя обеспечить нормальные условия для иностранных работников. Заявки были отклонены по следующим основаниям:
– заявленная оплата труда ниже установленного в Петербурге минимума;
– заявлена потребность в привлечении иностранных работников по профессиям и должностям, которые могут быть заняты россиянами;
– отсутствие обеспечения иностранных работников жильем в Санкт-Петербурге.
– За получение квоты работодатель платит?
– Нет, она бесплатна.
– Есть ли нормы, каким именно жильем должны обеспечиваться гастарбайтеры? Могут ли это быть вагончики прямо на стройке?
– Нет, это должно быть нормальное жилье. И потом, вагончик вагончику – рознь. Есть специальные быстровозводимые конструкции, которые как раз используется на стройках. Если вы зайдете внутрь, то увидите, что там есть и душ, и места общего пользования, и все, что надо.
– Почти весь центр Петербурга сегодня застроен такими двух-, трехэтажными “вагончиками”. У арки Главного штаба, на Исаакиевской площади, на набережной Крюкова канала выстроились настоящие “рабочие поселки”. На ваш взгляд, это – нормально?
– Не надо утрировать. Я рядом работаю, хожу мимо каждый день: эти “вагончики” не бросаются в глаза. Если для мигрантов там созданы нормальные условия и они прилично себя ведут – что плохого? Если бы рабочие жили где-то далеко, возникли бы вопросы – как им добираться до работы. А так – нет нагрузки на транспорт.
– Новая квота для Петербурга на 10 тысяч человек меньше, чем предыдущая, и на 35 тысяч меньше, чем в 2010-м. Мигрантов на улицах станет меньше?
– В какой-то степени… Главная проблема – в безвизовом порядке въезда. То есть любой гражданин из бывшей братской республики может приехать в Петербург. И никто не вправе сказать ему на границе: “тебя здесь не ждут”. К сожалению, большинство из них едут просто “в белый свет”, поэтому и трудоустраиваются непонятно к кому, или вообще не трудоустраиваются, а болтаются по городу. Квота – это попытка хоть как-то регулировать эти процессы. Для изменения ситуации нужно ужесточать законодательство. Мы уже посылали наши предложения в Минтруд и в ФМС. Судя по концепции государственной миграционной политики, законодательство станет более жестким уже в ближайшее время.
– Какие будут ужесточения? Введут визы?
– Виз не будет, однозначно. В проекте нового закона предусмотрено, что квоты на привлечение иностранной рабсилы будут “привязаны” к работодателю. Сегодня, к сожалению, такого нет. Даже если работодатель не получал квоту, ему не запрещено принимать на работу иностранца. Планируется сделать так, чтобы нанимать иностранцев имели право только те, кому субъект дал на это “добро” в рамках квоты. Нарушителей ждут суровые штрафы.
Куда нельзя иностранцам
– Куда, по вашим данным, чаще всего трудоустраиваются мигранты в Петербурге?
– В основном на рабочие места, не требующие квалификации. В такие отрасли, как строительство, ЖКХ, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, гостиничный бизнес, транспорт. Средняя зарплата иностранного работника, которую указывают работодатели в заявках, – 19,7 тысячи рублей. Из стран – лидируют Узбекистан, Таджикистан, Украина.
– Есть ли ограничения по количеству мигрантов на одном предприятии?
– Нет. Но правительство РФ ежегодно выпускает постановление, в котором ограничивается доля участия трудовых мигрантов в предприятиях определенных отраслей. Например, на 2012 год установлена допустимая доля иностранных работников на предприятиях, занимающихся розничной торговлей в палатках и на рынках, а также вне магазинов, торговлей алкоголем и фармацевтическими товарами, в размере ноля процентов. То есть трудовым мигрантам работать в фирмах, занимающихся этими видами деятельности, запрещено.
– А кажется, что в этих сферах, наоборот, трудятся одни мигранты.
– Если проверить, то у всех есть либо разрешение на временное проживание, либо они – индивидуальные предприниматели, либо у них – российское гражданство.
– Почему работодатели предпочитают мигрантов? Только из-за того, что им можно меньше платить?
– Платить трудовым мигрантам сегодня приходится столько же, сколько и остальным. Они уже знают свои права. Некоторые работодатели говорят, что мигранты меньше выпивают. Но главное – иностранцы занимают те позиции на рынке труда, которые горожанами не востребованы, потому что “не престижно”. Это – специфика Петербурга, у нас больше 80% жителей имеют высшее образование.
“Миграция” научит хорошему поведению
– Сколько из бюджета города тратится на трудовых мигрантов?
– Совокупные расходы, связанные с привлечением и использованием иностранной рабочей силы, в 2011 году составили 401,8 миллиона рублей. Ведь мигранты обращаются за врачебной помощью, их дети учатся в наших школах и так далее. Но при этом в бюджет города они принесли почти 7,5 миллиардов только за счет налогов! А они еще ходили в магазины, ездили на транспорте и прочее. И это – тоже доходы города.
– Получается, мигранты – дело выгодное?
– Ну, в какой-то степени… Экономическая эффективность для города достаточно высока.
– Может ли Петербург вообще обойтись без гастарбайтеров?
– Если вы почитаете статьи президента, правительства, то поймете, что пока у нас нет такой возможности. Хотя количество иностранных мигрантов, на наш взгляд, может быть существенно ограничено.
– Сегодня много говорят о городской программе “Миграция”. Когда она будет принята? Что после этого изменится в Петербурге?
– После принятия программы в Петербурге должно уменьшиться количество трудовых мигрантов. Ее основная идея в том, что на наших предприятиях в первую очередь должны работать россияне. Если есть необходимость в привлечении иностранцев, то это должны быть люди, имеющие квалификацию, знающие русский язык и умеющие себя вести. Мы должны были разработать программу до 1 августа, и мы ее разработали. Сейчас она проходит согласования. Вопросы миграции находятся в основном в ведении федеральной власти. У субъекта в этом плане не очень большое поле для деятельности.
Беседовала Мария ГОРДЯКОВА