Один из этапов построения умного города взял на себя ГКУ «Организатор перевозок», который к 2018 году планирует внедрить комплексную информационную систему управления городским пассажирским и пригородным транспортом. Автоматике поручат все: подсчет пассажиропотока и распределение машин по маршрутам, расчет субсидий, оплату проезда и контроль за ней, планирование маршрутов, особенно в дни футбольных матчей и прочих городских мероприятий.
Прежняя программа – АСУДД – боролась с пробками (уверяют, что успешно), но устарела и модернизации не подлежит: было принято решение заменить ее на новую. Самым заметным следствием станет постепенное удаление из автобусов кондукторов. Это, впрочем, пытались сделать давно, но предыдущие попытки заканчивались неудачно. Вмонтировали валидаторы – но кондукторов пришлось оставить, чтобы бороться с неплательщиками. Теперь обещают сделать еще одну попытку.
Экспериментируют с терминалами для покупки билетов, установленными прямо в салоне. Одну из вариаций опробовали в троллейбусе 8-го маршрута. Он выдавал билеты за монеты и купюры. Самой свежей новинкой стал автомат с гнездом для банковской карты. Он появился в начале июня на 39-м автобусном маршруте. Теоретически до конца года терминалами оснастят все полторы тысячи автобусов «Пассажиравтотраса», то есть 150 маршрутов. В трех автобусах 36-го маршрута (Купчино), в 3-м трамвае, 5-м троллейбусе и в метро (на первом турникете) действует система PayPass. Смарт-валидатор принимает не только банковские карты, но и смартфоны. Пока только айфоны и самсунги: для них существуют нужные приложения. В Москве оплатить телефоном проезд можно любым смартфоном, но для этого требуется, чтобы в него был вмонтирован модуль NFC. В Петербурге студенты ИТМО решили избавить от него пассажиров и разработали систему «Везде» – ее презентовали в конце апреля. Пассажир может позвонить по телефону, написанному на стекле, – и с его телефона снимут деньги за проезд. В ответ придет соответствующая SMS, которая будет служить билетом. Сервис тестируют на 10 машинах 7-го и 24-го автобусных маршрутов.
По сути это работа на перспективу – в ГКУ «Организация перевозок» нам сказали, что к ним ни разу не поступило жалобы от человека, который не смог воспользоваться транспортом из-за отсутствия в автобусах/троллейбусах современной платежной инфраструктуры. Но город хочет быть современным и ждет наплыва туристов и болельщиков. Поэтому и внедряет такие новинки. Кстати, в метрополитене PayPass запустили в январе – и он оказался востребованным: количество транзакций превысило 150 тысяч в месяц.
В мае петербуржцам показали беспилотный автобус MatrЁshka. Он небольшой и вряд ли может вместить больше восьми пассажиров. Использовать его на дорогах общего пользования не будут – для этого нет нормативно-правовой базы. Но обслуживать большие технопарки и даже аэропорты ему по силам.
В начале этого года в городе прошел испытания электробус «Камаз». По итогам испытаний станет понятно, как работает эта техника в петербургских условиях и стоит ли ее закупать. На форуме SmartTransport – 2016 демонстрировали много уникальных новинок, например водородную батарею, которую раньше использовали в судостроении, а теперь китайцы решили ставить ее на автобусы. Петербургский ЦНИИ СЭТ подобную батарею уже разработал. Но пока ее внедрять не собираются, а решили сосредоточиться на троллейбусах с увеличенным автономным ходом: до начала чемпионата в город приедет 105 новых машин. Такие троллейбусы можно будет перебрасывать из района в район, отправлять в объезд закрытой на ремонт улицы или продлевать маршруты в кварталы, где нет троллейбусной сети.
Общественный транспорт собираются сделать привлекательней с помощью системы дистанционного переключения светофоров. Разработчики отказались от идеи с радаром (когда подъезжающий автобус сам включал зеленый свет) и собираются построить систему на ГЛОНАСС. Светофор, зная о приближении автобуса, должен обеспечить ему беспрепятственный проезд на светофоре. В 2013 году этот алгоритм испытали на Бухарестской улице. В 2018-м его хотят внедрить повсюду, где пойдут автобусы-шаттлы с болельщиками. А затем распространят по всем перекресткам, где общественный транспорт простаивает дольше всего. По данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, таких перекрестков – около тридцати. Так, автобус № 86 теряет время в пробках на Светлановской площади, 93-й автобус – у метро «Пионерская», 31-й троллейбус – на Кушелевской дороге и 6-й трамвай – на Тучковом мосту.
С помощью специальных датчиков, установленных в салонах, система будет считать потоки пассажиров, а диспетчерская служба – определять, куда нужно отправить больше автобусов. Мало того, сопоставляя общее число пассажиров и число оплаченных поездок, система будет оперативно узнавать, в каких автобусах едут зайцы, и посылать туда контролеров.