1833 год: министр народного просвещения Сергей Уваров сформулировал государственную триаду «православие, самодержавие народность», появился «русский стиль» в искусстве.
1913 год: празднование 300-летия Дома Романовых и выпуск серии статуэток «Народности России» в «неорусском стиле».
Эти 80 лет развития национального искусства Эрмитаж показывает в выставочном проекте «Русский стиль в искусстве. От Николая I до Николая II».
100 предметов – картины, мебель, ювелирные изделия, посуда, костюмы и т.д.
Выставка и изданный к ней альбом – повод поразмышлять, откуда, есть пошел «русский стиль», как он связан с общеевропейским «историзмом» в визуальных искусствах и эклектикой в архитектуре. Точно также, обязан (или не обязан) неорусский стиль своим появлением недолгой моде на стиль модерн во всех искусствах.
.
Выбор Натальи Гусевой, куратора выставки и автора текста в альбоме.
Резной ларец в виде теремка со стилизованными изображениями кораблей, лебедей и ковра-самолета. Мастерские Талашкино. 1914-1915.
По эскизу Сергея Малютина и Ольги Малютиной (птица Сирин). Подарен Ксении Александровне, дочери Александра III.
Иван Кабанов. Портрет Евгения Терликова. 1867-1868. Купеческий сын в рубашке-косовортке в окружении народных игрушек.
Елизавета Бем. Ваза в форме братины. Дятьковский завод. 1890-е.
Известная художница, иллюстратор детских книг, неожиданно пробует себя в стекольном производстве. «Обруч» украшен зооморфными изображениями по мотивам декора Дмитровского собора во Владимире.
Евангелие. Оклад из филиграни Сергея Вашкова. 1911. Из Александровского дворца в Царском Селе.
.
Выбор «Города 812»
Часы каминные. По эскизу архитектора Ипполита Монигетти. 1876. Находились в доме купцов Стерликовых-Ковригиных (6-я линия, 21). В начале 1920-х годов там недолго существовал Музей купеческого быта.
Портсигар в виде рукавицы. Серебро. 1863. Из собрания известного коллекционера Федора Плюшкина.
Кувшин в русском стиле. Фарфоровый завод В. Сипягина.1850-е -1860-е. Надпись: «Не жалей кубышка хозяйского добришка. Пей да не лей. Пьян да умен, два угодья в нем».
Чернильный прибор «Руслан и волшебная голова». Скульптор Евгений Лансере, литье – завод Феликса Шопена. 1884. По мотивам сказки Пушкина «Руслан и Людмила». Чернила находились в Голове под крышкой-шлемом.
Кресло-качалка. По эскизу Ипполита Монигетти. Мастерская А.Стремборга. 1870-е -1880-е. Под дубовым сиденьем спрятана стальная рессора, которая позволяет креслу качаться и крутится вокруг своей оси.
.
Выставка работает по 13 мая 2024 года в Малой церкви Зимнего дворца (зал №154).
Вадим Шувалов