Великий металлист и другие герои монументальной пропаганды

В витринах на Невском показывают воссозданные памятники

.

В 1918-1920-х годах в Советской России пытались реализовать План монументальной пропаганды. Задумывалось вовлечь граждан в обсуждение вопроса, какие памятники достойны перевода из недолговечного гипса в гранит или бронзу. Сейчас в окнах первого этажа здания на Невском, 19 показывают выставку «Просим снять» – она как раз посвящена этому ленинскому проекту.

Помещения на Невском, 19 принадлежат Музею городской скульптуры. Там идет ремонт. Но в оконных проемах круглосуточно показывают работы проекта «Просим снять» (авторы идеи и кураторы: Надежда Ефремова, Павел Игнатьев, Екатерина Карпова, Наталия Яблонская).

Название «Просим снять» не является цитатой из какого-либо исторического документа. Она отражает споры, которые вели более ста лет назад художники разных направлений о том, каким может быть монумент известному человеку. Эти дискуссии остаются актуальными и сегодня.

В реальности ничего из красивой идеи наркомпроса не вышло. Ни один монумент не был переведен в долговечные материалы, но остались фотографии и документы.

Музей городской скульптуры предложил студентам Академии художеств (мастерская реставрации скульптуры, руководитель Павел Игнатьев, студенты: Евгений Горелов, Ксения Кондакова, Мария Кузнецова, Вера Латышева, Данила Новичков) воссоздать по сохранившимся материалам пять монументов. Были выбраны работы скульпторов, которые сильно отличались стилями и биографиями.

Памятник «Великий металлист» Михаила Блоха, созданный в стенах Дворца Труда и установленный перед этим зданием в ноябре 1918 года, был утрачен в конце 1919 года. Из тридцати одного временного памятника, установленных в Петрограде в 1918–1920-х годах, семнадцать были созданы в форме бюстов, работа Блоха –  была одной из немногих полнофигурных статуй. Тема памятника была предложена самим скульптором. Сознательно утрированные пропорции символической фигуры рабочего воспринимались критиками как неудачная пластическая обработка обнаженной натуры. Но изображение собирательного образа героя нового времени, человека труда, несомненно, нашло отклик, обсуждалась отливка памятника в бронзе. Помешала гибель  скульптора. В начале 1920 года за невинное письмо он был осужден по обвинению в шпионаже и расстрелян.

  • Великий металлист

.

Бюст Софьи Перовской скульптора итальянского скульптора Орландо Гризелли был установлен на площади Восстания в декабре 1918 года. Экспрессивный памятник Софье Перовской резко раскритиковали уже на открытии за «футуризм» и сняли через несколько месяцев как «не соответствующий своему назначению». Гризелли сознательно пожертвовал портретным сходством. Поворот головы отсылает зрителя к символу французской революции Марианне с полотна Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах», чем к реальной руководительнице убийства императора Александра II.

Выбор места установки памятника не был случайным: его  разместили напротив памятника Александру III, в чье правление была казнена Софья Перовская. «Самодержавная Россия увековечила память только одной женщины – Екатерины Великой» – сообщала «Красная газета», вспоминая о памятнике в Екатерининском саду перед Александринским театром – «сегодня происходит торжественное открытие памятника Софье Перовской. В Петрограде это второй памятник женщине. Первый памятник велик своим размером, но мал своим содержанием. Второй памятник пока мал (ставится только бюст из гипса), но велико его значение для пролетариата. Из двух памятников должен остаться только один!».

Так и произошло, но выжил памятник императрице.  Любопытно, что бюст Перовской остался самой известной работой Гризелли (недолго работавшего в России), о чем организаторы выставки узнали из переписки из итальянским музеем скульптора.

  • Открытие памятника С. Перовской в Петрограде. В первом ряду А.Луначарский и О.Гризелли. Фото В.Буллы

.

Памятник Александру Герцену цвета красной терракоты скульптора Леонида Шервуда, просуществовал у Литейного моста с февраля 1919-го по 1923 годы.

  • Памятник А.Герцену простоял 4 года

.

Бюст Николая Чернышевского скульптора Теодора Залькална, установленный в ноябре 1918 года у входа в Александровский сад со стороны на Сенатской площади, прожил до начала 1920-х годов.

 

  • Памятник Н. Чернышевскому на Сенатской площади в Петрограде. 1918 год

.

Бюст Николая Добролюбова скульптора Карлиса Зале  был  установлен в октябре 1918 года у Тучкова моста и разрушен наводнением в сентябре 1924 года.

  • Памятник Н. Добролюбову открыли 27 октября 1918 г.

.

Эти три произведения не вызвали негативной реакции, но и они не забронзовели.

В витринах, кроме скульптур, можно увидеть фрагменты исторических фотографий.

Вадим Шувалов