Во вчерашнем номере одной из самых известных общенациональных газет Франции Libération («Либерасьон»), выпускавшейся когда-то под покровительством Жан-Поля Сартра, вышла статья под названием «Никита Михалков: нам не нравится».
Как уже сообщалось ранее, ряд выдающихся деятелей российского кино, возмущенных нынешней ситуацией в Союзе Кинематографистов, вышли из состава СК, подписали заявление “Нам не нравится” и заявили о создании нового Киносоюза.
Похоже, теперь, что конфликтная ситуация, порожденная монополизмом власти одного человека в российском кинематографе, обратила на себя внимание уже на международном уровне.
Французская газета приводит в переводе текст письма, подписанного такими хорошо известными в Европе российскими кинематографистами, как Алексей Герман, Эльдар Рязанов, Александр Сокуров и другими, которые недовольны стилем правления Н.С.Михалкова о объявляют о своем выходе из Союза.
Автор статьи в “Либерасьон”, подчеркивает, что Никита Михалков – уважаемый режиссер, снявший “Пять вечеров”, “Ургу” и “Утомленные солнцем”.
Но его творчество, цитирует статью RFI, “плохо совместимо с его личностью”, он, как и его отец, Сергей Михалков, автор советского гимна при Сталине, а потом и российского гимна в посткоммунистической России, “всегда ухитрялся дружить с режимом. Никита Михалков был близок к Борису Ельцину, а сейчас он стал пылким защитником Владимира Путина. Михалков нападает на молодых режиссеров, упрекая их в “антипатриотизме”; сам он не скрывает своих монархических взглядов”.
Последний фильм Никиты Михалкова, “Утомленные солнцем 2”, будет представлять Россию на Каннском фестивале. И этот скандал, скорее всего, не останется незамеченным на набережной Круазетт, полагает “Либерасьон”.
Можно поспорить с автором статьи во французской газете, утверждающим “несовместимость творчества с личностью” известного режиссера. Относительно его последней картины – той самой, что будет скоро представлена в Каннах, российский журналист и критик К.Ларина, в частности, пишет:
“Великий фильм о великой войне был снят великим режиссером на великие деньги и с участием великих актеров.
Ирония в таком великом деле вполне уместна, тем более автор этого произведения давно это жизненно важное чувство для любого художника утратил… В фильме вообще мало живого, подлинного, несмотря на обилие натуралистичных сцен смерти, насилия и жесткости. Нет настоящих человеческих страданий – а есть порой искусная, а чаще грубая имитация, балансирующая на грани дурновкусия.
Сквозь дорогие видеооткрытки, снятые великолепным оператором и в сопровождении великолепной музыки, как улыбка чеширского кота проступало огромное нечеловеческое эго Никиты Михалков”.
Впрочем, трудно поверить, что на набережной Круазет международное жюри станет судить работу известного кинематографиста, основываясь на чьих бы то ни было отзывах или исходя из его личных взаимоотношений с коллегами на родине.