Как известно, вопреки решению расширенного реставрационного совета Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) от 15 мая 2023 г. (публикацию протокола № 87 см. тут) картина Андрея Рублева «Троица» 3 июня 2023 г. была в соответствии с договором передана на ответственное хранение в Храм Христа Спасителя и туда перевезена. Договор Третьяковская галерея подписала после давления, которое было оказано Министерством культуры на гендиректора ГТГ.
Причем сведений о письменном поручении президента или Минкультуры заключить такой договор по-прежнему нет. Вероятно, все это осталось в устной форме, т.е. подлинные инициаторы перемещения «Троицы» в ХХС остались за кадром, вне официального документооборота. А Третьяковскую галерею вывели один на один с РПЦ.
Перед отправкой «Троицы» из ГТГ был не только заключен договор с церковным учреждением и подписан акт выдачи объекта представителю ХХС, но совместно с ним было составлено приложение к акту – подробное описание состояния картины во всех деталях, также были сделаны фотофиксации лицевой и тыльной сторон картины, включая фотографии всех проблемных участков. Сделано это было для того, чтобы сравнить состояние картины до перемещения и после возвращения в ГТГ. Согласно договору, «Троица» должна быть возвращена в депозитарий ГТГ, где находилась в момент отправки, вечером 18 июня 2023 г.
Однако 15 июня 2023 г. в Третьяковскую галерею по интернету неожиданно пришло поручение Минкультуры, суть которого состоит в том, что 18 июня, в воскресенье, вечером, ГТГ должна отвезти «Троицу» не обратно в свой депозитарий, а во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) для реставрации в течение одного года. При этом картина останется в инвентаре ГТГ – якобы Министерство культуры особо чтит ст. 7 («Музейная коллекция является неделимой») Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ».
Правда, трудно понять, как принцип неделимости фонда ГТГ будет сохранен, если «Троица» поедет в другое учреждение. Примечательно, что никаких предварительных консультаций с ГТГ по этому вопросу не было. Прислали из министерства бумагу – и всё, исполняйте!
16 июня 2023 г. в ГТГ было проведено экстренное заседание – то ли официальное заседание расширенного реставрационного совета с участием сторонних искусствоведов Москвы и Петербурга, то ли просто обсуждение сложившейся ситуации в кругу специалистов. Вела заседание Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи.
Я подключился к трансляции заседания в режиме телемоста. Обсуждение выявило несколько интересных подробностей той специальной операции, которую вместе с РПЦ придумало Министерство культуры.
Во-первых, если поручение из министерства в ГТГ прислали в последний момент, а передавать картину надо в воскресенье вечером, то очевидно, что ГТГ едва успеет закрыть договор о передаче РПЦ «Троицы» на ответственное хранение и тем более не успеет подготовить договор с центром имени академика И.Э. Грабаря о передаче на реставрацию, поскольку 17 и 18 июня это суббота и воскресенье – нерабочие дни. То есть невозможно выполнить даже положенные формальности.
Во-вторых, по словам Т.Городковой, которая читала поручение Минкультуры (простые сотрудники его не видели, я тоже), какой-либо мотивировки передачи «Троицы» в ВХНРЦ для реставрации в тексте документа нет. Естественно, встал вопрос: а почему, если министерство считает, что нужна реставрация, не поручить ее самой ГТГ? Это что, выражение недоверия? Но если делать реставрацию, то кому как не реставраторам ГТГ, которые занимаются «Троицей» уже десятилетия… Причем, как констатировали выступавшие, реставрация картины уже была проведена, а сейчас нужны лишь наблюдение, т.е. контроль за состоянием, и консервация. Реставрация картине не требуется, а ее частичная консервация прошла, но не до конца, и вот именно этим и надо сейчас заняться в ГТГ.
В-третьих, выступавшие констатировали, что условия хранения в ВХНРЦ хуже, чем в Третьяковской галерее, где обеспечиваются температура 19 плюс-минус один градус и влажность 50-55% (кстати, в ХХС температурный режим соответствовал указанной норме, а влажность была ниже – 45 – 46%, при том, что «Троица» находилась не в климатической капсуле). Жесткое соблюдение температурно-влажностного режима очень важно, так как картина, которой 600 лет и которая находится в плохом состоянии, реагирует на любые изменения климата, что сразу же пагубно отражается на ее состоянии. Поэтому «Троица» должна находиться в привычном для себя климате.
В-четвертых, выяснилось, что центр имени академика И.Э. Грабаря не готов к приему «Троицы», поскольку не располагает необходимыми условиями, и, как кто-то из выступавших выразился, «пребывает в ужасе» от перспективы, придуманной чиновниками министерства.
В-пятых, непонятно, на каком основании Министерство культуры отвело центру имени академика И.Э. Грабаря именно год на реставрацию. Почему не два, три года, не полгода?
Поручение министерства настолько безумно, что уже в силу этого не только не выполнимо, но и незаконно. На заседании 16 июня 2023 г. выступавшие задавали друг другу вопросы, выражали глубокое недоумение и тщетно пытались научно проанализировать и научно оспорить придуманную Минкультуры передачу «Троицы» в центр имени академика И.Э. Грабаря на ненужную, а точнее – вредную реставрацию. В итоге решили написать письмо в МК с просьбой объяснить, на каком основании и зачем они дали такое поручение, чем, так сказать, руководствовались. Не знаю, напишут или нет… Но и сам стиль обсуждения, и его никакие итоги – все это напоминает великого Салтыкова нашего Щедрина: «А глуповцы стояли на коленах и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленах не могли. <…> Казалось, что колени в этом случае представляют средний путь, который может умиротворить и ту и другую стороны». Вот был гений!
Однако я предполагаю, что подлинные причины выдумки Министерства культуры просты. Прежде всего, если «Троица» вернется 18 июня в ГТГ, то там ее подвергнут внимательному изучению, в результате чего вполне может обнаружиться, что от вибраций при очередной транспортировке и несоблюдении температурно-влажностной режима при содержании в ХХС состояние объекта ухудшилось дополнительно к тем ухудшениям, которые проявились, когда «Троицу» возили в ХХС в 2022 г. (см. тут). Чтобы избежать сравнения и придумано: объект, не завозя в ГТГ, отправить в центр имени академика И.Э. Грабаря – предположу, что, возможно, Министерству известно, что там руководство свою задачу поймет правильно и не позволит сотрудникам оглашать негативные данные исследования состояния «Троицы», если таковые проявятся.
А кроме того, перемещение картины, как я предполагаю, – это первый шаг к изъятию «Троицы» из фондов ГТГ и передачу ее в фонды центра имени академика И.Э. Грабаря. Мое предположение не беспочвенно, поскольку именно такой трюк был проделан в 2009 г.: власть забрала из Русского музея ясак в виде иконы XIV века «Богоматерь Одигитрия» (или «Богородица Торопецкая»). Виной тому антикультурная, антимузейная позиция государственных органов – прежде всего, Министерства культуры (министром тогда был А.А.Авдеев) и Генеральной прокуратуры, куда целый коллектив подписантов обращался – и не единожды, с требованием икону вернуть. То есть было произведено изъятие иконы «Богоматерь Торопецкая» из фондов (инвентаря) Русского музея и включение ее в инвентарь ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря на основании приказа Министерства культуры РФ от 04.10.2011 № 959. Откуда икона поехала дальше, в религиозную организацию – храм Александра Невского, находящийся в элитном коттеджном поселке «Княжье озеро» в Истринском районе Московской области (мою статью «Каковы шансы вернуть Торопецкую икону в Петербург?», размещенную на сайте журнала «Город 812» 29 декабря 2017 г., см. тут).
Строго говоря, действие статьи закона о неделимости музейной коллекции означало, что икона, если и могла быть передана на определенное время религиозной организации (согласно постановлению правительства РФ от 30.06.2001 № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, отнесенного к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации»), то ее изъятие из инвентаря (из фондов) Русского музея закону прямо противоречило.
Не исключено, что такая же операция изъятия уже намечена и в отношении «Троицы», ведь если нельзя, но очень хочется, то можно. А у нас вообще можно всё. А, может быть, «Троицу» и не будут изымать из фондов ГТГ, она в них так и останется, что не помешает ее циничному перемещению через год, проведенный в ВХНРЦ, в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Об этом на совещании сказала Татьяна Городкова, главный хранитель ГТГ: из ВХНРЦ «Троицу», по ее словам, на 49 лет сошлют в Троицкий собор. Откуда Городкова про это узнала, написано ли про это в поручении Минкультуры от 15.06.2023 или было сказано кому-то устно, – я не знаю. Но Городкова об этом говорила много, долго и подробно, сославшись как на прецедент на изъятие надгробия Александра Невского из Эрмитажа в безвозмездное пользование РНЦ – тоже на 49 лет. Эрмитаж якобы именно такой договор подписал, но выполнен он будет через год. При этом религиозная организация несет полную ответственность за сохранность объекта.
Понятно, что формально «Троица» вполне может числиться в инвентаре ГТГ, а физически будет существовать в Троице-Сергиевой лавре, на расстоянии 100 км от центра Москвы. Ну и о какой неделимости музейной коллекции можно говорить? Это же чистой воды лицемерие, цинизм и наглость! Кстати, Л.И.Лифшиц сказал и о Троицком соборе лавры, о том, что в монастыре нет ни малейших условий для сохранения «Троицы», поэтому ссылка объекта туда – это уже чистое безумие и волюнтаризм. Однако Городкова говорила о перемещении объекта в монастырь на 49 лет как о деле практически решенном. Очевидно, что всем заправляет тупая, упрямая и циничная антикультурная воля.
Михаил Золотоносов
На заставке: Патриарх Кирилл у “Троицы” Рублева в Храме Христа Спасителя. Фото с сайта patriarchia.ru