Именно там, на третьем этаже, Эрмитаж открыл Галерею графики – пять залов, где будут идти, каждые 4 месяца сменяя друг друга, показы гравюр и рисунков западноевропейских художников XV- XVIII веков. Всего их в собрании музея 600 тысяч листов (пятая честь всей коллекции). Идея создания такой галереи давно обсуждалась. Тем более, что она существовала в Императорском Эрмитаже и в скромном варианте в 1930-е годы.
После расширения Эрмитажа на просторы Восточного крыла Главного штаба появилась возможность отвести Галерее графики помещения, которые могут использоваться все сразу или по частям. Предполагается делать выставки тематические, персональные, по странам, техникам исполнения и т.д.
Для дебюта выбран вкусный сюжет «Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи». Кураторы Карина Красильникова и Василий Успенский предлагают публики визуальное повествование на 117 листах, разделенное на четыре главы: «Граверы-рисовальщики», «От рисунка к гравюре», «Игра в имитацию», «От гравюры к рисунку».
Показ начинается ударно – Альбрехт Дюрер, виртуоз угля и резца, это доказывают, соответственно, «Мадонна с младенцем» и «Святое семейство с тремя зайцами». Не меньших высот достиг и Франческо Пармиджанино, пером изобразивший «Зевса-громовержца», офортной иглой – «Воскресение».
За ними следуют два портрета Питера Брейгеля Младшего, исполненные Антонисом Ван Дейком черным мелом и в офорте. Рисунок – трепетнее, гравюра – виртуознее.
- Антонис Ван Дейк, рисунок
- Антонис Ван Дейк, офорт
Известный пейзажист Каналетто мог тщательно нарисовать «Вид лагуны», а потом использовать его в офорте «Гробница епископа» – чистой фантазии, никакой гробницы вы там не найдете.
- Каналетто. Вид лагуны
- Каналетто. Гробница епископа
В центре второй главы – гравюра Рембрандта «Проповедующий Христос», называемая также по ее цене XVII века «Лист в сто гульденов», и рисунок, изображающий две верблюжьи головы. Он сделан с натуры, чтобы потом верблюд появился в правой части гравюры.
Жак Калло работал над сюжетом «Искушение святого Антония» всю жизнь, на выставке показаны поздние – подготовительный рисунок и офорт. Художник явно добавляет для оттиска разнообразных представителей нечистой силы.
Игра в имитацию, это, когда художники стремились с помощью раскрашивания сделать уникальными тиражные оттиски. Тут снова показан Дюрер. «Портрет Фридриха Мудрого» выполнен в двух вариантах – гравюра и раскрашенная гравюра. Выбирайте, мне ближе ч/б, оно мудрее.
- Дюрер. Портрет Фридриха Мудрого
Франсуа Буше нарисовал «Голову фавна» сангиной. Жиль Демарто старший с помощью той же сангины перевел рисунок в гравюру. Здесь затрудняюсь с выбором.
- Франсуа Буше. Голова фавна
- Гравюра Жиля Демарто
Наконец, когда гравюра стала уважаемым искусством, наряду с живописью, появились рисунки, имитирующие печатные оттиски. «Портрет мужчины в широкой шляпе» пера Стефано делла Белла кураторы выбрали в качестве заставки для каталога выставки.
- Стефано делла Белла. Портрет мужчины в широкой шляпе
Выставку завершают три портрета философа и математика Пьера Гассенди. Художник Клод Меллан изобразил его с натуры, а потом создан гравюру. Это было в 1637-1638 годах. Прошло много лет и в 1758 году художник Антонис Оверлат пером тщательно сымитировал гравюру старшего коллеги.
- Клод Меллан, рисунок
- Клод Меллан, гравюра
- Антонис Оверлат, имитация гравюры
Выставка «Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи» работает по 8 октября. Ее сменит проект «Нидерландская гравюра XV-XVI веков», за ним последует немецкая гравюра того же времени.
Вадим Шувалов