Эрмитаж открыл главную выставку 2023 года – «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем». Если в двух словах, то это проект о том, что XII – XIV века не всегда были мрачными, а европейский романтизм, появившийся через 500 лет, взял от того времени все лучшее, начиная с рыцарского поведения. К выставке применимо модное слово «блокбастер»: в Аванзале и Николаевском заде Зимнего дворца размещено 400 предметов, созданных мудростью и руками человека за восемь веков.
Когда перед зрителем подобное кураторское произведение (в данном случае Екатерины Некрасовой-Щедринской из отдела западноевропейского прикладного искусства и Юрия Ефимова из отдела «Арсенал») такого масштаба, то приходится выбирать одну из трех стратегий знакомства с выставкой.
Первая: смотреть тщательно все четыре раздела: «Павел I и Мальтийский орден», «Рыцарские турниры», «Реликварии, ларцы и рукописные книги», «Мода на Средневековье». На это (с перерывами от отдых глазам) потребуется как минимум один полный рабочий день.
Вторая стратегия: смотреть хиты, стараясь не обращать внимание на все остальное. Не подумайте, что получится быстро: часа два потребуется точно.
Наконец, третья стратегия: бродить по выставке спокойно, останавливаясь у той витрины, куда упадет взгляд. Тогда время рассматривания определяется индивидуальной психофизикой человека. Кто-то устанет через 15 минут, кто-то будет наслаждаться те же два часа.
Предложу обзор хитов.
Трон Павла I, как Великого магистра Мальтийского ордена. Изготовлен для Мальтийской капеллы в Петербурге, по эскизу Джакомо Кваренги, автора проекта здания капеллы.
Кираса из золотой парчи с мальтийским крестом. Принадлежала Александру I. Редкая вещь, прежде не выставлялась.
Фрайбургский крест – реликварий конца XIII века. Немецкая работа в технике выколотки из золота и серебра. В Эрмитаж поступил в составе коллекции Александра Базилевского, знаменитого антиквара и собирателя древностей.
«Реликварий в виде фигуры дьякона (Святой Стефан)». Конец XII века. Французская работа.
«Монстранц» конца XV века. Имеется документальное подтверждение, что это работа ревельского мастера Ганса Рисенберга. Этот реликварий получен Петром I в качестве подарка от городских властей.
«Роман о розе» ‒ самое знаменитое произведение Средневековья принадлежит французским поэтам XIII века Гийому де Лоррису и Жана де Мена. Рукописная богато иллюстрированная книга нарисована в XV веке, некогда принадлежала Александру Половцову. Благородные амурные страсти сильно повлияли на литературу романтизма.
Ларец из словной кости, на котором вырезаны главные сцены средневекового романа о Тристане и Изольде – любовный напиток, обман короля Марка, свидание главных геров и т.д. Французская работа XIV века.
Ларец-реликварий со сценой «Поклонение волхвов» с лиможскими эмалями XIII века.
Из лат и прочей рыцарской амуниции важны: шлем турнирный с окошечком для воздуха. 1580-е годы итальянский мастер Помпео делла Кьеза; шлем турнирный немецкого мастера М. Фрауенпрейса, 1550- 1560-е годы. Оба украшены золотом, зачеканенным при нагреве стали.
Турниры были спортом, но спортом опасным. Вот список самых известных жертв:Готфрид, герцог Бретонский, Людвиг, герцог Баварский, Генрих II, французский король. Последний погиб в 1559 году, сражаясь с Габриэлем де Лоржем, графом Монтгомери.
После этого случая турниров стало меньше и в конце XVII века они вовсе прекратились. Их заменили карнавалы со скачками в латах или «карусели», как их стали называть в XVIII веке.
Именно такая карусель состоялась в 1842 году в Царском Селе. Ее зафиксировал на большой парадной картине Орас Верне. Любопытно, что сохранился максимиллиановский (в честь короля Максимилиана I) доспех начала XVI века, в котором гарцевал Николай I. Впрочем, по свидетельствам современников, мода на карусели далась императору тяжело.
.
Выбор “Города 812”
Лукас Кранах старший. Портрет рыцаря с двумя сыновьями. У художника тоже было два сына и оба продолжили дело отца. Может, это аллегория рыцарского служения искусству?
«Пояс целомудрия». Это реплика XIX века, но близкая к оригиналам Средневековья. Стальной корсет относится к XVI веку.
Кресло, стулья и другая мебель петербургской мастерской братьев Гамбс. Середина XIX века. У Ильфа-Петрова были иные представления о вместительности этой мебели.
Прибор для разогревания сургуча. Дивная вещица в готическом стиле из малахита и бронзы.
Поднос из папье-маше. 1840-е годы, фабрика братьев Лукутиных. Рыцари и их мир глазами русских ремесленников.
Выставка открыта по 22 октября.
Вадим Шувалов