В ГМЗ «Петергоф» после двухлетней реставрации открылся летний павильон «Эрмитаж». Главное новшество – заполнен водой ров, который по периметру окружает павильон.
Идея «Эрмитажа», как и большинство петергофский затей, принадлежит Петру I. Строительство велось в 1721-1725 годах по проекту архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна. Царь не дожил до завершения строительства, в том числе, знаменитых подъемных механизмов кресла и обеденного стола. Но известно, что ровно 300 лет назад, летом 1723 года Петр I показывал возведенный в объеме павильон иностранным послам.
«Эрмитажа» или «места уединения» строили для того, чтобы позвать 13 гостей (всего 14 кувертов) в здание, окруженной рвом с водой и трапезничать с ними, без глаз и ушей прислуги. Больше того, приглашенные попадали в залу по одному на кресле с помощью подъемного механизма.
Стол накрывался на первом этаже (там действовали официанты) и с помощью специального подъемника, придуманного фонтанным мастером Полем Суалемом, по звонку в колокольчик, подавался на второй этаж. Был предусмотрен индивидуальный подъем каждой тарелки. Гость клал на подставку записку с названием блюда и дергал за свой колокольчик.
Стены были украшены 18 картинами, из которых на сегодняшний день сохранилась одна – «Чаша Диогена» голландского художника XVII века Николаса Розендаля. Позже Елизавета Петровна приказала Франческо Растрелли создать шпалерную развеску. Поместилось более 100 картин западноевропейских художников XVII – XVIII веков, состав собрания позднее многократно менялся.
«Эрмитажем» пользовались по прямому назначению в течение XVIII века и позднее. По легенде, похожей на правду, в 1797 году, трос оборвался, когда в кресле спускался Павел I. Императора эвакуировали через балкон. Благополучно спустившись, он немедленно приказал разобрать механизм и устроить обычную лестницу. Но механизм подъема стола еще какое-то время использовался.
Что касается рва с водой, то влага очень скорое стала проникать в подвал здания. Воду спустили примерно в 1770-е годы. В 1971 году попробовали еще раз запустить воду в ров, но опыт оказался неудачным, вода снова проникла в подвал.
После начала Великой Отечественной войны, 116 из 119 картину успели эвакуировать в Сарапул, три погибли. «Чашу Диогена», к счастью, вывезли.
Здание павильона пострадало меньше, чем другие дворцы и павильоны Петергофа, и уже в 1952 году там первым возобновилась работа музея. Сейчас в шпалере – 124 картины. Но подъемный механизм стола был утрачен. От него нашли во рву только одну лебедку (сейчас она экспонируется на первом этаже).
Музейщики, прежде всего, Вадим Знаменов, многолетний директор ГМЗ «Петергоф», мечтали возродить подъемный стол аутентично, на ручной тяге. Это удалось сделать в 2009 году.
Как рассказал Иван Лебедев, главный архитектор ГМЗ «Петергоф», нынешняя комплексная реставрация включала создание новой гидроизоляции, а также укрепление стилобата павильона и стен рва клинкерным кирпичом и сааремским доломитом. Отреставрированы балкон и его ажурная решетка, паркет, окна и двери. Зданию возвращен исторический охристый цвет фасада.
Вода заполнила ров на глубину около 1 метра. Она поступает самотеком из фонтана «Ева». При необходимости очистить ров, система заглушек может быть открыта, и вода спущена в Финский залив, до которого от павильона «Эрмитаж» всего несколько метров.
Елена Секарева, заведующий сектором «Дворцы и музеи Нижнего парка» ГМЗ «Петергоф», сообщила, что полотно «Стадо коров на пастбище» после реставрации атрибутировано как произведение немецкого художника XVIII века Иоганна Фридриха Вейча. Ранее оно считалось произведением неизвестного голландского мастера.
В интерьер павильона добавлена витрина с подлинной посудой XVIII века. На самом мобильном столе по музейным нормам находятся муляжи.
Практическая справка. Павильон «Эрмитаж» работает только в течение летнего сезона (май-сентябрь). Сеансы демонстрации подъемного стола: в выходные и праздничные дни в 12.00, 13.00, 14.00 часов, а также по предварительной заявке на организованную группу до 10 человек.
Вадим Шувалов