Неоклассицизм 2.0. Русский музей вернулся назад

Почти 15 лет назад Русский музей показывал большой проект «Неоклассицизм в России» и теперь посчитал: прошло достаточно времени, чтобы показать новую версию под названием «Вдохновленные классикой».

За минувшие годы мало что изменилось в понимании и оценках  сделанного Серовым, Бакстом, Сомовым, Кустодиевым, Серебряковой, Шухаевым, Яковлевым (а иногда к ним причисляют позднего Малевича и раннего Самохвалова) на ниве создания изображений, которые воспитывают чувство прекрасного. На примерах представлений о красоте, сложившихся во времена античности (классика) и подтвержденных в эпоху Просвещения (классицизм).

Но произошло важное изменение: идеи русского авангарда, которому в свое время оппонировал неоклассицизм, утратили притягательную свежесть. Именно ей, перефразируя Булгакова, первой свежестью наслаждалась широкая публика, начиная с выставки «Париж-Москва. Москва-Париж» (1980-1981) и примерно до выставки «Казимир Малевич. До и после квадрата» (2013).

Авангард занял почетное место в постоянных экспозициях, волнует сердца искусствоведов, художников, дизайнеров. Но для широкой публики он остался игрой ума горстки интеллектуалов начала ХХ века.

Иное дело, неоклассицизм, на который можно опереться в поисках покоя для души и отдохновения для глаз.

«Вдохновленные» начинаются картиной Леона Бакста «Древний ужас». Художник изобразил гибель Атлантиды как предчувствие краха античности с ее пропорциональными колоннами и совершенными статуями. Вокруг закружился хоровод семейственности: Александр Яковлев изобразил свою первую жену Бэлу Казароза, актрису петербургских кабаре. Василий Шухаев – свою первую жену Елену Шухаеву, архитектора и художницу.

Вместе они создали двойной автопортрет, который стал эмблемой русского неоклассицизма. На выставке он дополнен графическим эскизом.

Чтобы окончательно убедить зрителей в том, что художники искали красоту, рядом помещен шухаевский портрет Саломеи Андрониковой, грузинской княжны, известной петербургской красавицы, а также шухаевско-яковлевский эскиз росписи для особняка В.Фирсановой на Пречистенке в виде пяти стройных муз.

Видно, что художники старались, но до совершенных форм классики и классицизма не докрутили.

  • К.Сомов. Портрет М.Лукьянова

  • К.Петров-Водкин. Красный ангел

  • А. Самохвалов. Девушка в футболке

Далее следует весь джентльменский набор: от  Петрова-Водкина («Красный ангел» и «Вакханка») до Александра Самохвалова («Девушка в футболке»). Советский художник не докрутил умышленно, ему требовалось показать порывистость,  энергию, экспрессию нового советского человека.

.

Выбор «Города 812»

.

Савелий Сорин. Портрет Г. Кан. 1934.

.

Сергей Чехонин. «Помогите сохранить памятники старины». Плакат. 1923.

Вадим Шувалов