Открылось новое пространство Литературного музея «ХХ век» в Гостином дворе. Что там смотреть?
Здание Гостиного двора общей площадью почти 75 тысяч кв. метров, по источникам, сдано государством в аренду до 2049 года владельцам торговой фирмы с тем же названием. Город субарендовал (на год, с возможностью продления) у бизнеса около 500 кв. метров на втором этаже на углу Садовой и Ломоносовской линий, чтобы расширить возможности работы музея «ХХ век».
До этого для публики музей мог показывать (служебные помещения не в счет) только скромную двухкомнатную мемориальную квартиру Михаила Зощенко, расположенную в писательском доме на набережной канала Грибоедова, 9.
Открыв музейное пространство в Гостином дворе, власти тем самым предложили владельцам большого коммерческого пространства в самом центре (центрее просто не бывает) Петербурга задуматься о расширении культурной функции торговой точки.
Возможно, хотя и не обязательно, это связано с уходом из России известных брендов, которые могли позволить себе держать в Гостином дворе магазины, где главным была не выручка, а наличие вывески с логотипом на фасаде.
Как рассказала Марина Линович, директор музея «ХХ век», обретенные квадратные метры поделены на две части. Первую будут занимать собственные долгоиграющие проекты. Сейчас это выставка «Ловцы слов» о писателях первой половины ХХ века, а также выставка посвященная поэту Николаю Заболоцкому к его 120-летию. Он жил в упомянутом доме.
Вторая часть будет предоставляться для разных видов совместной и гостевой активности, это пространство для разговоров о современной литературе, показа выставок региональных литературных музеев, лекций, концертов, кинопоказов, спектаклей и т.д.
«Ловцы слов» посвящены 13 литераторам Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Как сообщила Анна Зотина, сокуратор проекта, музейщики составили две карты «Литературная антропология». На первой представлены маршруты перемещений по городу Блока, Ахматовой, Тэффи, Маяковского, Андреева, Хлебникова. От «Башни» Вячеслава Иванова на Таврической улице до «Привала комедианта» на Михайловской площади.
На второй: пути-дороги Грина, Шварца, Чуковского, Горького, Зощенко, Хармса, Маршака. От коммуны «Дом Искусств» на Невском проспекте до «Комитета по улучшению быта ученых» в Доме ученых на Дворцовой набережной. Литература тогда переместилась из томных салонов и большие лекционные залы.
На стенах параллельных «ментальным картам» – портреты и цитаты из названных персонажей.
В конце 1910-х годов отофонетическая лаборатория Института живого слова сделала записи поэтов, читающих стихи. Гумилев прочитал 500 стихотворений, Блок – 350. Кое-что сохранилось.
Каждый литератор первой группы получил свой персональный стул, например Ахматова – готический. Кокетливый стул Тэффи, положил ножку на ножку и т.д. У советских писателей – одинаковые красные табуретки.
Выставка про Заболоцкого воспроизводит его кабинет. Здесь главный хит – машинописная «История моего заключения. Часть 2. Жизнь в лагерях», сделанная в 1972-1973 годах. Чертеж трубопровода, сделанный поэтом в 1944 году в лагере, тоже впечатляет.
Напротив кабинета крутят три фильма:
– немой «Разбудите Леночку» (1934), снят по сценарию Николая Олейникова и Евгения Шварца с неподражаемой Яниной Жеймо в главной роли;
– мультфильм «Почта» (1929) по текстам Даниила Хармса и Самуила Маршака (сохранилась немая копия);
– «Воздушное приключение» (1937) по сценарию Александра Введенского.
Вадим Шувалов