Говорят, хочешь представить себе бесконечность, подумай о человеческой глупости. Пожалуй, нет ничего более фундаментального, чем деление людей на умных и глупых. Большинство жизненных позиций изменчиво. Богатый и знатный может попасть в плен или в рабство, от тюрьмы и от сумы никто не зарекается. Возможно и обратное – из грязи в князи. А вот ум и глупость неколебимы. Хоть убей, а умного дураком не сделаешь, хоть умри, а глупому ум не присвоишь, даже многознанием.
Научно-технический прогресс помножил глупость на популярность, придал ей новую мультимедийную форму, сделал её еще более навязчивой.
Однако более опасна не сама недалекость как таковая, а ее сочетание с другим человеческим качеством – злонамеренностью. Как соотносятся глупость и злоба, ум и доброта?
Вспомним строки Самуила Маршака:
«Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет».
Неверное суждение, хотя благостное пожелание. Собственная сущность ума состоит в беспощадности его логических выводов, остроте. Он предназначен для прозрения, а не для утешения. Подлинная природа доброты заключается в её житейской глупости и нерациональности. Что может быть нелепее, чем отдать не запасную, а последнюю рубашку с тела.
- Пелегрин Клаве. Добрый Самаритянин (1838).
Если бы ум был добрым, он поглупел бы. Если бы доброта стала умной, она бы ожесточилась. Такова одна из возможных апологий глупости, отличная от той, что предложил Эразм Роттердамский в его «Похвале глупости» – она возможна в беззлобной форме, более того, она и лежит в сущности доброты.
- Хуго Симберг. Раненый ангел (1903)
Раскольников, например, был довольно умный, что не препятствовало совершению им убийства, а рационально его оправдывало. Беда в том, что миром правит злоба, а не только глупость. Просто глупой злобы больше, чем злобы умной, ведь умных в принципе мало.
Елена Краснухина
На заставке: Александра Павлова. Пустозвоны. Иллюстрация к книге «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского.