В Русский музей привезли 22 произведения искусства – 18 картин, три рисунка и одну скульптуру из Таганрогского художественного музея, которые пострадали от взрыва украинской ракеты 28 июля. Она упала около здания в Лермонтовском переулке, где экспонируется искусство ХХ века.
В Петербурге все они пройдут комплексную реставрацию. Заодно их подлечат от обычных болезней, связанных с возрастом: большинство картин созданы в самом начале прошлого века и прежде ни разу не реставрировались.
9-10 августа два сотрудника Русского музея – Марат Дашкин, заведующим отделом реставрации станковой масляной живописи и Сергей Сирро, заведующим отделом технологических исследований, посетили Таганрог и провели (с помощью мобильной лаборатории, осетрового клея, профессиональных наклеек и других способов) первые работы по исследованию и консервации пострадавших произведений. Тогда же было принято решение перевезти в Петербург все пострадавшие предметы для проведения комплексной реставрации. Средства выделил «Газпром».
Сильнее всего пострадали картина Анри Шопена «Благословение Ревекки» и скульптура Христофора Геворкяна «Портрет мальчика». Картина имеет большой прорыв длиной 39 см, два прорыва по 9 см каждый и многочисленные мелкие повреждения. Скульптура раскололась на два крупных фрагмента, голова имеет несколько сколов.
Как пояснила Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор ГРМ, получше состояние, но также много повреждений у картин Екатерины Гольдинер «Портрет Е.П. Домогацкой», Константина Коровина «Терраса» (у нее еще и перемычка подрамника треснула),
Александра Леонтовского «Дама в белом», Серафимы Блонской «Маки» (Сергей Сирро рассказал, что первые исследования показали, что автор несколько раз меняла композицию картины).
Что касается трех графических листов – Валентина Серова «Эскиз декорации к опере А.Н.Серова «Юдифь», Виктора Борисова-Мусатова «Изумрудный шарф» и «Терраса», то они экспонировались под стеклом, которое при разрушении спасло от листы от сквозных разрывов, но посекло красочный слой и бумагу. Глазу непрофессионала эти повреждения почти незаметны, но, как рассказала Евгения Щукина, заведующая отделом реставрации живописи смешанных техник ГРМ, работа предстоит серьезная. К счастью, в Русском музее хранятся четыре серовских эскиза к «Юдифи» такого же формата, как таганрогский.
Остальные тринадцать картин проходят у реставраторов под рубрикой «поврежденные». Это «Ратник» Абрама Архипова, «Натюрморт» Зинаиды Серебряковой, «Стадо» Алексея Степанова, «Дворянское гнездо» Витольда Баляницкого – Бируля, «Натюрморт» Константина Коровина, «Баба» Филиппа Малявина, «Судак. Крым» Павла Кузнецова, «Весна» Леонарда Туржанского, «Самарканд» Генриха Шмидта, «У священного огня» Николая Рериха, «Девочки», Серафимы Блонской, «Зимний вечер» Станислава Жуковского, «Проводы Ревекки» Анри Шопена.
По оценке специалистов Русского музея для полной реставрации всех 22 произведений потребуется около года. Характер повреждений отличается от того, с чем обычно работают реставраторы. После завершения всех работ планируется выставка в Русском музее, а затем отправка картин, рисунков и скульптуры обратно в Таганрог вместе с отчетом об исследованиях и проведенных реставрационных работах.
Справка. В 1988 году в серии «Художественные музеи СССР» был выпущен альбом «Таганрогская картинная галерея». Несусветным по нынешним временам тиражом – 80 тысяч экземпляров. Это бы последний альбом выходившей почти двадцать лет серии. Вскоре СССР перестал существовать.
На обложке альбома – та самая «Терраса» Коровина с двумя девушками в светлых платьях. Полистав книгу, обнаружил там из «списка 22-х» еще пять произведений – коровинский «Натюрморт», малявинскую «Бабу», «Террасу» Борисова-Мусатова, «Зимний вечер» Жуковского, «Натюрморт» Серебряковой, «Стадо» Степанова.
Городской музей Таганрога был открыт в 1898 году, он ровесник Русского музея. Инициатива принадлежала самому известному уроженцу города – Антону Чехова. В музее бы организован художественный отдел. Основу его коллекции составили дары художников и меценатов. В 1920-е годы поступали картины из национализированных особняков и усадеб. В годы Великой Отечественной войны собрание художественного отдела серьезно пострадало: пропали картины Шишкина, Крамского, Поленова.
В послевоенные годы собрание снова пополняли коллекционеры и художники. В 1968 году отдел выделился в Картинную галерею, нынешнее название музей получил ровно 20 лет назад.
Картина Коровина «Терраса» поступила в галерею в 1972 году и происходит из семьи художника. Она создана в Охотино Владимирской губернии, участок для строительства там мастерской Коровин приобрел у Саввы Мамонтова. На картине изображены Ирина и Лидия – дочери Федора Шаляпина. Платья в стиле ампир были сшиты по эскизам Коровина специально для этого изображения. Поэтому, художник и его близкие называли полотно «Татьяна и Ольга», отсылая к пушкинским героиням, которым было суждено жить в эпоху ампира.
Вадим Шувалов