88-летняя народная артистка РСФСР Валентина Талызина дала большое интервью, в котором рассказала о своем отношении к Пугачевой, Ахеджаковой и событиям в стране.
.
Для старых актрис всегда слишком мало ролей. Даже для самых прекрасных, знаменитых и талантливых: ну посмотрите вы хоть на всю мировую драматургию, хоть на современные сериалы – сколько там возрастных персонажей наскребёте, включая крохотно-эпизодические? А тётки долго живут. А старость – не радость. А профессиональная невостребованность – это ещё и забвение, утрата «наркотика», жизненно необходимого артистическим натурам.
Но тут, после отвязных девяностых, попёрло: пошла мода вытаскивать затосковавших в скорбном одиночестве старушек на экраны и расспрашивать о всяком, что во времена их советской молодости считалось совсем не комильфо и начальством категорически не поощрялось. И мы такого от них наслушались – про браки, адюльтеры, аборты – что лучше бы нам этого не слышать никогда.
Некоторым из бывших кинозвёзд хватило ума до смерти не выставлять себя в жалком виде на посмешище. Во-первых, действительно умным, сохранившим человеческое и женское достоинство до самой глубокой и тяжело переживаемой старости. Во-вторых, окружённым любовью и заботой семьи. Остальным захотелось поговорить о себе. Пожаловаться на обиды, отомстить за профессиональные унижения более успешным коллегам и режиссерам, излить желчь зависти, которую всю жизнь приходилось скрывать под миной «не очень-то и хотелось». Побыть в центре внимания, поплескаться в лучах былой славы – ох, как это развязывает язык! Десятилетиями вынужденно артикулировавший только чужие текстовки, а то и под чужое лицо на экране. А тут ещё подобострастный, мыльно-умильный ведущий аж стелется, словно всю жизнь мечтал именно от тебя узнать важнейшие истины пополам с чужой подноготной – это ж бенефис долгожданный! Компенсация за всё. Сатисфакция. Эйфория ощущения, что жизнь удалась. Наконец.
А что вы хотели услышать, раз пошли это слушать?
Да неужто и впрямь что-то важное и судьбоносное?
Серьёзно?
Да ладно, отлично все знали, что может обнаружиться за этой завесой актёрского жизненного опыта, если она приоткроется: ничего, кроме скандальных или неприлично-интимных подробностей. Открылась просто глупость и степень умственной деградации? Повезло, значит. Могло быть хуже. Стыдно стало? Это нормальная реакция на прилюдное обнажение того, что не стоит выставлять на показ. Если кто-то этим непотребством с наслаждением занимается, лучше не смотреть.
И, конечно, не делать из демонстрации непотребства «общественно-значимых» выводов. Трёхдневный всплеск интереса к скандальным высказываниям вообще ничего не значит в потоках постоянно продуцируемого в инфопостранстве бреда.
И, да, никакого всплеска антисемитизма в РФ не будет. Для этого нужны евреи, а их тут почти уже нет.
Марина Шаповалова