Иконы и оклады. Зачем идти в музей Фаберже смотреть на красоту святости

В музее Фаберже впервые показаны триста русских икон XVI – начала ХХ веков в своих драгоценных окладах, созданных в основном на рубеже XIX и XX века ведущими ювелирными фирмами России – Фаберже, Овчинников, Хлебников, Сазиков и другие.

Идея проекта «Красота святости и святость красоты» принадлежит Михаилу Карисалову, бизнесмену, коллекционеру и меценату. Фонд «Связь времен», владеющий музеем Фаберже, выступил равноправным партнером по контенту, икон примерно поровну.

Для человека нерелигиозного эта выставка повод поразмышлять об уместности богатого оклада, который может скрывать часть изображения, сделать недоступной композицию, и уж точно – отвлекает от восприятия образа, изображенного на иконе. Имена иконописцев, чаще всего неизвестны, а если известны, то ничего не говорят неспециалисту.

Как пояснила Ирина Бусева-Давыдова, куратор выставки, доктор искусствоведения, академик РАХ, проблематика «икона-оклад» возникла в самом начале ХХ века, когда историки русского искусства заново открывали Андрея Рублева и других мастеров русской иконописи. Тогда оклады воспринимались как помеха восприятию иконы. После 1917 года они, чаще всего выполненные из позолоченного серебра, стали источником ценного лома. Поэтому ценных окладов сохранилось немного. Сейчас работы ювелиров, выполненные исключительно вручную, с помощью простых инструментов (а не лазерной резки) постепенно реабилитируются в глазах историков искусства.

Несколько икон, показанных на выставке, носят мемориальный характер, они принадлежали последней императорской чете Романовых. Среди них икона «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном окладе с полихромными эмалями, подаренная Николаю II старообрядцами Рогожской общины. Это произведение мастерской Якова Мишукова было создано в 1894 году.  Вероятно, подарок связан с венчанием императора с Александрой Федоровной.

Для любителей исторических стилей будет интересным увидеть оклады московских фирм, выполненные в русском и неорусском стилях, а также в стиле модерн, оклады петербургских ювелиров, созданных в неоклассицистической манере.

Выбор куратора

Складень «Богоматерь Казанская с образом Спаса Нерукотворного». 1894.  Фирма К. Фаберже. Музей Фаберже.

.

Икона «Введение Богоматери во храм». Оклад – мастерская Федора Рюкерта. Начало ХХ века. Собрание семьи Карисаловых.

.

Выбор «Города 812»

Икона «Господь Вседержитель». Палех, первая треть XIX века. Оклад 1836. Мастер М. Текарт (?).

.

Икона «Рождество Богоматери». Середина XVII века. Оклад XIX века.

Выставка работает по 31 декабря 2023 года.

Вадим Шувалов