Бельгия готовится стать первой европейской страной, где официально запретят никабы – женскую мусульманскую одежду. Удивительно, но перед этим «антиникабная» кампания проходила не где-нибудь, а в мусульманском Египте. Что же скрывается за борьбой с никабом, который, в свою очередь, скрывает лицо?
Каждый из нас много раз слышал об униженном положении женщины в мусульманском мире. Но вот знаменитый шотландский востоковед Уильям Монтгомери считает, что пророк Мухаммед боролся за права женщин и значительно улучшил их положение. Собственно, пророк проповедовал ислам на деньги своей первой жены – Хадиджи, которую мы бы сегодня назвали успешной бизнесвумен.
В Османской империи 130 лет длился “женский султанат”, причем султанши были в основном европейского происхождения. Самая известная из них – украинка Анастасия Гавриловна Лисовская – наложница, а потом жена Сулеймана Великолепного и правительница при своем сыне Селиме II Пьянице. Женщина, надо сказать, исключительной жестокости.
Профессор права Гарвардского университета Филдман отмечает, что, когда англичане в колониях отменяли шариат, “результат был один – лишить женщину тех прав, которые исламские законы ей даровали”.
Хотя пророк действительно велел женщинам скрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. И в том числе – покрывать волосы. Чтобы, понятное дело, не вызывать возбуждения у других мужчин. Существуют три способа покрываться – хиджаб, никаб и паранджа.
Хиджаб
В принципе, хиджаб – это любая одежда, которая покрывает все тело женщины, кроме кистей рук и овала лица. Но в наше время под хиджабом чаще всего понимается традиционный мусульманский головной платок. Без него показываться на людях нельзя. Порой это вызывает некоторые неудобства. Скажем, два года назад из французской школы исключили двух мусульманок, которые отказались снимать хиджаб на уроках физкультуры. Впрочем, во Франции борьба с женской мусульманской одеждой идет давно. Еще в 2004 году было запрещено ношение хиджаба в государственных школах. Президент Саркози, любитель раскованных современных женщин и нравов, без устали выступает на эту тему.
Но вообще хиджаб, если можно так выразиться, наиболее либеральный вид мусульманской одежды.
Никаб
Головной убор, закрывающий лицо и оставляющий только узкую щель для глаз. Как правило, никаб изготавливается из тонкой ткани черного цвета.
Паранджа
Наиболее радикальный вариант. Полностью покрывает женщину и скрывает даже контуры тела. В области глаз – “смотровое окошко”, которое забрано матерчатой сеточкой. Правда, паранджа может быть ярких расцветок. Распространена в Афганистане и Средней Азии. Иранский вариант – чадра.
Ношение никаба (паранджи) – спорный вопрос в исламском богословии. Практически все сходятся, что законы шариата не обязывают женщину носить никаб. Хотя известно, что жены пророка покрывали себя полностью. С другой стороны, если у женщины видны одни глаза, то именно на красоту этих глаз мужчина и может соблазниться.
Юсуф Кардави, виднейший исламский богослов, считает, что ношение никаба не является ни обязательным, ни желательным, а относится к категории допустимого.
Но допустимого не везде. В Тунисе, например, запрещено носить хиджабы и никабы в общественных местах. Год назад борьба с никабами развернулась в Египте. Имам самого крупного в мире исламского университета Аль-Азхар Тентауи завил, что никаб “не имеет никакого отношения к религии и является всего лишь традицией, к тому же не свойственной египетскому обществу”. Студенткам запретили приходить на сессии в головных уборах, скрывающих лицо. Казалось бы, молодые египтянки должны обрадоваться – свобода и либерализм. Ничуть не бывало. Они стали протестовать и даже приходили сдавать сессию в ватно-марлевых повязках. Высший суд Египта вмешался и отменил запрет с формулировкой: “Свобода на ношение никабов гарантирована правами человека”.
Если в Иране женщины борются за право не носить мусульманские одежды, то в Египте, например, – за право носить. И сейчас три четверти египтянок носят хиджаб, а 4% дополнительно укрывают лицо никабом.
У сторонников запрета никабов есть два главных аргумента. Первый – унижает женщину. Сомнительно, что женщина возвыситься, если запретить ей носить то, что ей хочется. Я, по крайней мере, таких женщин не встречал. Второй аргумент – соображения безопасности и борьба с терроризмом – явно надуманный. В никабе, возможно, удобно вынести колбасу из супермаркета с видеонаблюдением – камера лицо не зафиксирует. Но совершить терракт в одежде, которая обращает на себя внимание всех окружающих, весьма проблематично. В той же Бельгии проживает полмиллиона мусульман. И только два десятка женщин носят никабы. Наперечет.
В России женщины почти не носят никабы. По соображениям безопасности. Но уже собственной. Реакция прохожих может быть непредсказуемой. К тому же у татар, например, ношение одежды, закрывающей лицо, никогда не входило в традицию. Тем не менее российские мусульманки покупают никабы и паранджи для поездок в мусульманские страны. Покупают в специальных магазинах мусульманской одежды. А шумиха вокруг решения бельгийского парламента и вовсе вызвала ажиотажный спрос на никабы. Партия никабов, поступившая в продажу в интернет-магазин Hidjab.com, была раскуплена за два дня. Видимо, запретный плод всегда сладок. Даже для мусульманок.