Возвращение Фешина и Эрьзи. Зачем идти в Музей Академии художеств

Радость глазу любителей русского модерна и фигуративного экспрессионизма. В одном проекте Музея Академии художеств соединены 150 картин и рисунков Николая Фешина (1881–1955) и скульптур Степана Эрьзи (Нефедова, 1876–1959). Они принадлежат 12 российским музеям.

Оба автора получили классическое художественное образование: Фешин учился у Ильи Репина в Академии художеств, Эрзя — у Паоло Трубецкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

После революции русский модерн оказался не к месту. Сначала, очень недолго, царствовали авангардисты, потом их на десятилетия сменил соцреализм.

Оба мастера покинули Россию. Фешин стал востребованным портретистом в США и там закончил свои дни. Эрзя уехал в Аргентину, прожил там 23 года, в 1951-м ему разрешили вернуться в СССР вместе с наработанными за все годы скульптурами, кусками дерева кебрачо, обладающим богатой текстурой, — основным материалом его работ.

Основным держателем произведений Фешина является Музей изобразительных искусств республики Татарстан в Казани, откуда он начинал и куда в 1970-е годы по инициативе Ии Фешиной, дочери художника, была передана значительная часть его наследия. В детстве и юности Ия служила моделью для Фешина. В зрелом возрасте она  заботилась о том, чтобы картины и рисунки Фешина попали в государственные музеи и частные фонды.

Скульптуры Эрзи сконцентрированы в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств (Саранкск), носящий имя скульптора.

Самой известной работой Фешина является портрет Вари Адоратской (1914). В нем художник изящно соединил два натюрморта, поместив между ними ребенка, сидящего на столе. Позже в своих воспоминаниях Адоратская жаловалась на неестественность ситуации и неудобство позирования, на которое она согласилась только из уважения ее и родителей к художнику.

Знаковой работой Эрзи считается огромный «Моисей» (1932). Двухметровый библейский пророк остался в Саранске, представление о нем дает модель в натуральную величину. Она помещена на парадной лестнице Академии художеств.

Чтобы получить преставление о диапазоне талантов Фешина, полезно посмотреть портреты дочери, в том числе, миниатюрные, и огромные полотна «Бойня», «Обливание», «Капустница». Первые два никогда прежде не покидали стен казанского музея. В Петербург их привезли в обмен на «Капустницу», которую в прошлом году Музей Академии художеств предоставил для выставки коллегам из Татарстана. «Капустница» – это не изображение бабочки, а сцена заготовки крестьянами белокочанной капусты на зиму.

В случае с Эрзей и проще, и сложнее, многочисленные женские головы поют славу модерну, но выбрать из них самую-самую непросто.

Выбор «Города 812»

Николай Фешин. «Беспризорник». Вторая половина 1890-х годов.

Почти передвижническая работа, но снег падает слишком красиво, модерново, да и лицо мальчика романтично для обрисованной ситуации.

.

Николай Фешин. «Портрет Давида Бурлюка». 1923.

Они познакомились в 1914 году в Казани, куда приезжал на гастроли «отец русского футуризма», а Фешин интересовался всем, что происходит в искусстве. Затем, в 1923-м, случайно встретились в нью-йоркском метро, оба жили в Бронксе, их дети ходили в одну школу. Бурлюк ввел Фешина в художественные круги эмиграции и способствовал его коммерческим успехам.

.

Николай Фешин. «Храмовая танцовщица». 1938(?)

Единственная на выставке поздняя работа художника, их вообще в России не так много.

.

Степан Эрзя. Женский портрет. 1937

.

Степан Эрзя. Женская голова. 1955

Твердость руки (несмотря на возраст скульптора) — признак мастерства.

.

Справка для начинающих коллекционеров

Фешин входит в топы продаж русских художников на мировых аукционах, проведенных в последние годы. Рейтинговых списков составляется много. Но, на мой взгляд, некорректно включать в них продажи произведений Марка Ротко, Хаима Сутина, Николя де Сталя и т.д., только по той причине, что эти авторы родились на территории Российской империи. Как художники они сложились на Западе. Наш топ тех, кто, по крайней мере, стал известным еще в России, даже если потом уехал.

С таким условием топ-12 будет выглядеть так:

  1. Казимир Малевич. 85,8 млн долларов, «Супрематическая композиция». Дата аукциона – 2018 год
  2. Василий Кандинский. 44,6 млн долларов. «Вид на Мурнау с церковью. II». 2023
  3. Марк Шагал. 28,4 млн долларов «Любовники». 2017
  4. Алексей Явленский. 18,6 млн долларов, «Шокко». 2008
  5. Валентин Серов 14,5 млн долларов. «Портрет Марии Цейтлиной». 2014
  6. Николай Рерих 12,1 млн долларов. «Труды Богоматери». 2013
  7. Кузьма Петров-Водкин. 11,7 млн долларов. «Натюрморт с сиренью». 2019
  8. Николай Фешин. 10,8 млн долларов. «Маленький ковбой». 2010
  9. Наталия Гончарова. «Испанка». 10,2 млн долларов. 2010
  10. Илья Репин. 7,7 млн долларов. «Парижское кафе». 2011
  11. Борис Кустодиев. 7,5 млн долларов, «Извозчик». 2012
  12. Илья Машков. 7,3 млн долларов. «Натюрморт с фруктами». 2013

Борис Вадимов


Теги: