Театральные красавицы прошлых лет. Зачем идти в Шереметевский дворец

Проект о Прекрасных дамах – блиставших на драматических и музыкальных сценах России за последние примерно 150 лет представил Музей театрального и музыкального искусства совместно с Международным фестивалем искусств «Дягилев P.S». Выставка называется «Суд Париса. Рождение богини». Ее показывают в Шереметевском дворце.

Древнегреческий мифологический Парис выбирал между тремя богинями — Афродита, Афина и Гера. Музей предлагает публике поискать в портретной галерее кумиров разных лет.

Умилиться вслед за художниками их красотой, благо свои закрома открыли полтора десятка музеев и библиотек обеих столиц, а также частные коллекционеры. А потом прочитать три главы «Путь на Олимп» (Мария Савина – Вера Комиссаржевская), «Путь на Голгофу» (Зинаида Райх – Алиса Коонен), «Светлый путь» (Марина Ладынина – Любовь Орлова). Именно прочитать, основа глав – стилизация страницы в соцсетях, где персонажи и их современники обмениваются впечатлениями об увиденном и услышанном.

«Этот проект – о судьбе таланта в России. С просветительскими элементами. Выставка сложная для восприятия, ее рассматривание требует усилий. Но думаю, что интерес к судьбам этих женщин, заставит большинство зрителей его пройти», – объясняет Наталья Метелица, директор Театрального музея.

.

Выбор директора

Альфред Эберлинг. Портрет Марины Семеновой. Около 1925

.

Альфред Эберлинг. Портрет Марины Семеновой. 1937-1940

Почувствуйте разницу в манере художника после утверждения соцреализма как единственного верного направления в культуре. По легенде, балерина могла говорит с лучшим другом всех артистов.

.

Альфред Эберлинг. Тамара Карсавина. 1910-е

.

Валентина Ходасевич. Портрет Татьяны Вечесловой. Конец 1930-х годов

.

Франц фон Ленбах.  Портрет Марчеллы Зембрих. 1893

Картина принадлежала Сергею Дягилеву, первое его приобретение как коллекционера.

.

Жорж Беккер. Портрет Марии Савиной. 1884

.

Екатерина Зарудная-Кавос. Портрет Веры Комиссаржевской. 1900-е

Историки театра до сих пор спорят: Комиссаржевская покинула Александринский театр под давлением Савиной или ушла добровольно, чтобы создать собственный театр.

.

Выбор «Города 812»

Владимир Лебедев. Надежда Надеждина. 1927

Надеждина в то время   – жена художника (вторая из трех). Самая известная за пределами артистических кругов. Создала хореографический ансамбль «Березка».

.

Георгий Стенберг. Портрет Александра Таирова. 1924

До разгрома Камерного театра Таирова (только что получившего орден Ленина) еще четверть века. А выглядит так, как будто нарисован в 1949-м.

.

Юрий Пименов. Актриса. 1935

Образец советского импрессионизма.

.

Моисей Напельбаум. Зинаида Райх. Фотография. 1924

В прошлом жена Сергей Есенина, ближайшая соратница Всеволода Мейерхольда посмела публично утверждать, что режиссер разбирается в искусстве лучше, чем Сталин. Ее убийство не только не раскрыли, в 1970-е годы историки театра выяснили, что в архивах нет никаких следов, было ли возбуждено уголовное дело.

Выставка работает по 21 апреля 2024 года.

Вадим Шувалов


Теги: