Проект о Прекрасных дамах – блиставших на драматических и музыкальных сценах России за последние примерно 150 лет представил Музей театрального и музыкального искусства совместно с Международным фестивалем искусств «Дягилев P.S». Выставка называется «Суд Париса. Рождение богини». Ее показывают в Шереметевском дворце.
Древнегреческий мифологический Парис выбирал между тремя богинями — Афродита, Афина и Гера. Музей предлагает публике поискать в портретной галерее кумиров разных лет.
Умилиться вслед за художниками их красотой, благо свои закрома открыли полтора десятка музеев и библиотек обеих столиц, а также частные коллекционеры. А потом прочитать три главы «Путь на Олимп» (Мария Савина – Вера Комиссаржевская), «Путь на Голгофу» (Зинаида Райх – Алиса Коонен), «Светлый путь» (Марина Ладынина – Любовь Орлова). Именно прочитать, основа глав – стилизация страницы в соцсетях, где персонажи и их современники обмениваются впечатлениями об увиденном и услышанном.
«Этот проект – о судьбе таланта в России. С просветительскими элементами. Выставка сложная для восприятия, ее рассматривание требует усилий. Но думаю, что интерес к судьбам этих женщин, заставит большинство зрителей его пройти», – объясняет Наталья Метелица, директор Театрального музея.
.
Выбор директора
Альфред Эберлинг. Портрет Марины Семеновой. Около 1925
.
Альфред Эберлинг. Портрет Марины Семеновой. 1937-1940
Почувствуйте разницу в манере художника после утверждения соцреализма как единственного верного направления в культуре. По легенде, балерина могла говорит с лучшим другом всех артистов.
.
Альфред Эберлинг. Тамара Карсавина. 1910-е
.
Валентина Ходасевич. Портрет Татьяны Вечесловой. Конец 1930-х годов
.
Франц фон Ленбах. Портрет Марчеллы Зембрих. 1893
Картина принадлежала Сергею Дягилеву, первое его приобретение как коллекционера.
.
Жорж Беккер. Портрет Марии Савиной. 1884
.
Екатерина Зарудная-Кавос. Портрет Веры Комиссаржевской. 1900-е
Историки театра до сих пор спорят: Комиссаржевская покинула Александринский театр под давлением Савиной или ушла добровольно, чтобы создать собственный театр.
.
Выбор «Города 812»
Владимир Лебедев. Надежда Надеждина. 1927
Надеждина в то время – жена художника (вторая из трех). Самая известная за пределами артистических кругов. Создала хореографический ансамбль «Березка».
.
Георгий Стенберг. Портрет Александра Таирова. 1924
До разгрома Камерного театра Таирова (только что получившего орден Ленина) еще четверть века. А выглядит так, как будто нарисован в 1949-м.
.
Юрий Пименов. Актриса. 1935
Образец советского импрессионизма.
.
Моисей Напельбаум. Зинаида Райх. Фотография. 1924
В прошлом жена Сергей Есенина, ближайшая соратница Всеволода Мейерхольда посмела публично утверждать, что режиссер разбирается в искусстве лучше, чем Сталин. Ее убийство не только не раскрыли, в 1970-е годы историки театра выяснили, что в архивах нет никаких следов, было ли возбуждено уголовное дело.
Выставка работает по 21 апреля 2024 года.
Вадим Шувалов