Суриков – из тех художников, которые известны из букварей и «Родной речи». Возможно, он проигрывает по количеству воспроизведений картинам Ивана Шишкина «Рожь» и «Утро в сосновом лесу», но суриковская «Боярыня Морозова» легко поспорит в этом плане с «Бурлаками» Ильи Репина.
«Боярыня Морозова» приехала из Третьяковской галереи, стены которой никогда не покидает. Также как из столичного музея привезли еще одну иллюстрацию к школьному учебнику по русской истории – картину «Меншиков в Березове».
Хозяева – т.е. собственно Русский музей – представили большие исторические плотна: «Степан Разин», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», а также «Взятие снежного городка» – красивую фантазию на тему сибирского народного праздника.
Суриков был историческим живописцем, но не реконструктором. Спуск суворовской армии в снежную пропасть, да еще вместе с пушками – художественный образ отчаянной смелости.
Точно также «Степан Разин», сидящий под парусом на гребном челне, не иллюстрация к народной песне. «Персидской княжны в волнах не ищите» – предупреждал Суриков. Это портрет персонажа, стоящего перед выбором – продолжить заниматься набегами на соседние страны, платя правительству часть награбленного, или поднять восстание против царского режима за создание государства по типу донской «казачьей вольницы».
И одновременно Суриков говорил, что его учили стены, а не книги. Иными словами, материальные свидетельства, а не труды историков.
Именно это сочетание этнографичности и образности – фишка Сурикова. Его портреты хороши, но уступают репинским, рисунки выразительны, но Серов работал в этой технике тоньше, артистичнее.
Выбор «Города 812»
Портрет Елизаветы Суриковой, жены художника. 1880-е.
Полуфранцуженка, муза, модель в нескольких картинах, например дочери Меншикова.
.
Сцена из Римского карнавала. 1884.
Свидетельство интереса Сурикова к работам его западных коллег, как современников, так и предшественников.
Выставка работает по 13 мая 2024 года. Вход по отдельным билетам на определенное время входа (но потом время пребывания до закрытия музея не ограничено).
Борис Вадимов