Петербургские бизнесмены передрались за право поздравить ветеранов

65-летие Победы подарило петербургским предпринимателям замечательную возможность – выполнить долг, отблагодарив отцов и дедов, и заодно немножко заработать. Соблазн совместить приятное с полезным оказался столь велик, что продюсерские фирмы передрались за право проводить концерты в БКЗ «Октябрьский». Дошло до суда.

               Марафон Победы
 
К 65-летию Победы районные администрации проводили концерты для своих подотчетных ветеранов. Рекордсменом стал Красногвардейский район, потративший на концерты в целом 62 млн руб. (в том числе – 12 млн на концерт в “Октябрьском”), по 30 млн выделили  Выборгский и Приморский, 20 млн – Кронштадтский. Все районы, выбирая организаторов концертов, как положено, провели конкурсы на госзаказ. В отличие от аукциона “Кристи”, цены на таких конкурсах не растут, а, наоборот, падают.

Администрация объявляет стартовую, максимальную цену, которую она может заплатить за проведение концерта, а участники осторожно снижают ее, стараясь предложить при этом интересных артистов. Впрочем, аукциона как такового нет. Свой вариант проведения концерта – перечень артистов, примерный сценарий – можно предложить только один раз – в запечатанном конверте.

Большое количество участников на этих конкурсах оказалось в Выборгском, Приморском и Калининском районах. Невский выставил на конкурсы 2 лота (два мероприятия) на сумму 10 млн 100 тыс. руб. и на 11 млн руб., на них выиграли единственные претенденты с такими же ценами. Такая же ситуация в Московском районе – один претендент, он и победил, разорив район на максимальную, стартовую сумму – 15 млн руб. В Кронштадтском тоже выиграл единственный участник, снизив цену контракта с 20 млн до 19,9 млн руб.

Суммы не такие уж маленькие, чтоб за них было неинтересно бороться. Так что малое количество участников на конкурсах можно объяснить только распространенной в артистических кругах легендой, что конкурсы на госконтракты выигрывают одни и те же продюсерские кампании, у которых “все схвачено”, так что и соваться не стоит.
 История с конкурсом на организацию концерта в БКЗ “Октябрьский”, который провела администрация Адмиралтейского района, развеяла миф о коррупции и непробиваемости районных администраций.

                Новичкам везде у нас дорога

Участников тут было много, аж два – событийное агентство ООО “Максифан” и продюсерская компания  ООО “Софит-Медиа”. 26 апреля авторитетная комиссия, состоящая в основном из районных чиновников, вскрыла конверты, провела сравнительный анализ и объявила победителя – малоизвестный “Максифан”, у которого, казалось бы, не было никаких шансов, за исключением явно демпинговой, по мнению специалистов, цены – они брались провести концерт для 3,5 тыс. ветеранов Адмиралтейского района с участием  Иосифа Кобзона, Тамары Гвердцители, Татьяны Овсиенко, ВИА “Самоцветы”, Максима Леонидова, Светланы Крючковой, Сергея Никоненко (ведущий) + духовой оркестр Петербургского института внутренних войск МВД России в фойе, и всего за 3 миллиона 783 тысячи рублей, в то время как “Софит-Медиа” предложили концерт с весьма похожим составом участников за 6,9 млн руб.

Одержав победу, “Максифан” с остервенением принялся за работу: до концерта оставалось менее 2 недель. И тут начались сложности: выяснилось, что ряд вышеупомянутых артистов уже имеют предварительные договоренности с другой продюсерской компанией на выступление в тот же день – 6 мая и в том же зале. Этой компанией оказалась проигравшая на конкурсе “Софит-Медиа”. Как выяснилось, тот же самый “Софит” забронировал зал “Октябрьский” задолго до объявления конкурса на проведение концерта.

– Еще 28 февраля, – уточнила Эмма Лавринович, директор БКЗ “Октябрьский”, глянув в толстый журнал регистрации, где у нее все по минутам расписано.
26 апреля, т.е. сразу после победы в конкурсе, компания “Максифан” явилась в администрацию Адмиралтейского района обсуждать сценарий и натолкнулась на шипы. Администрация сказала, что хотела бы видеть на концерте не Кобзона, Гвердцители, Овсиенко, “Самоцветы” и Леонидова, а Кобзона, Гвердцители и Баскова. Чем Басков лучше Леонидова в самоцветах, объяснений не последовало, но заказчик всегда прав, и “Максифан” отправился переделывать сценарий    . 5 мая “Максифан” распространил информацию, что концерт под угрозой срыва…

В итоге концерт прошел. Ветераны остались довольны и не заметили не только подмены одной продюсерской компании на другую, но даже Леонидова –  на Баскова. Очевидно, сказались широко освещаемые по телевизору матчи “Зенита”, где замена игроков – обычное дело.

Таким образом, от того,  что выигравшая на конкурсе компания так и не смогла провести концерт, практически никто не пострадал. Кроме самой компании, а также Татьяны Овсиенко, “Самоцветов”, Максима Леонидова и Светланы Крючковой, лишившихся удовольствия выступить перед ветеранами. Возникает вопрос: зачем нужны такие конкурсы, которые никак не сказываются на конечном результате?  

                 Все предрешено?

–  У меня давно возникает такой вопрос, – говорит Эмма Лавринович. – Я, конечно, понимаю, что, когда речь идет о госзаказе, без конкурсов не обойтись. Но сравнивать на них нужно сценарии, полет фантазии организаторов, свежесть идей, уровень подготовки, а сейчас выигрывает тот, кто предложит минимальную цену. Неужели 65-летие Победы – это тот случай, когда нужно на всем экономить?  Честно говоря, я была изумлена, когда ко мне в последний момент – 27 апреля, пришли эти молодые ребята с улицы, заявили, что они выиграли конкурс и потому я должна предоставить зал, хотя он давно уже забронирован. Я их знать не знаю. Единственное основание для  предоставления государственного концертного зала, которым мы являемся, – официальное письмо от администрации Адмиралтейского района. Но они его так и не принесли…  В итоге пришлось указать на дверь.

Тем временем законные организаторы концерта вели переговоры с администрацией Адмиралтейского района. Тщетно.
–  Несмотря на победу в конкурсе, с нами так и не заключили договор, администрация предлагала добровольно отказаться от проведения концерта, но мы не согласились, – рассказывает Евгения Герасимова, зам. генерального директора продюсерской компании “Максифан”. – Официальный отказ от Адмиралтейского района мы получили только в день концерта – 6 апреля, на основании, которое никак не может считаться существенным – несоответствие фактического адреса компании юридическому.

Можно было бы заподозрить интерес БКЗ “Октябьский” в проведении концерта за 6,9 млн вместо 3,8 млн руб., если бы деньги за концерт получал зал. Но этого не происходит. 
– За все концерты к Дню Победы мы получали фиксированную арендную плату – 450 тыс. руб., независимо от того, кто выступает на сцене  и кто организовывает концерт, – рассказывает Эмма Лавринович. – Это очень дешевая цена. Кстати, когда проходят коммерческие концерты, – ситуация та же самая. Для нас нет разницы, сколько стоят билеты и кто выступает.

Самое загадочное в этой истории – бронирование зала за несколько месяцев до объявления конкурса. На этом основании продюсеры “Максифан” подозревают продюсеров “Софит-Медиа” в сговоре с администрацией района.
 – Это обычная практика. По-другому в эти дни и быть не могло, – поясняет Эмма Лавринович. – С юбилейными концертами у нас было только два варианта – зал заранее, за несколько месяцев бронировала администрация района, как это было, например, с Калининским, или организаторы концерта, как это было в случае с “Софит-Медиа” и Адмиралтейским. Конечно, организаторы концерта при этом рискуют, они ведь несут финансовую ответственность за аренду и могут не победить в конкурсе. Но если они не сделают этого и обратятся за пару недель до концерта, они просто не смогут его провести, потому что все уже расписано.

– Почему вы заранее не забронировали зал, как ваши конкуренты?
– В условиях конкурса, объявленного Адмиралтейским районом, зал был конкретно прописан – “Октябрьский”. Это означает, что за бронирование зала автоматически отвечает администрация, – поясняет Евгения Герасимова. – Кстати, среди статей расходов, которые несут организаторы, аренда не заложена.

                ФАС вступилась за Максима Леонидова

 В минувший четверг, 13 мая 2010-го, в управлении Федеральной антимонопольной службы проходили слушания по жалобе продюсерской компании “Максифан” на администрацию Адмиралтейского района. ФАС решила дело в пользу истца и наложила административное взыскание на администрацию района. Конкретным чиновникам грозят штрафы до 50 тыс. руб. с человека. В ближайшее время будет еще одно слушание, уже в суде.

“Максифан” оценивает свои убытки в 500 тыс. руб. – съемка фильма на основе воспоминаний ветеранов Адмиралтейского района, потери на возврат  железнодорожных и авиабилетов, печать пригласительных и другая полиграфия, напрасная работа творческого коллектива в течение 2 недель и т.п.

Компания будет добиваться отмены результатов конкурса в Арбитражном суде. В случае победы все деньги, потраченные на концерт его фактическими организаторами (“Софит-Медиа”), придется вернуть в бюджет. Таким образом, придуман очень интересный способ проводить концерты для ветеранов хоть каждый день без каких-либо затрат. За счет организаторов. Чем не победа?