Четверть века прошло с начала горбачевской перестройки, завершившейся развалом Советского Союза. Что она дала выросшему с тех пор молодому поколению?
Для сравнения возьмем двух персонажей: молодого инженера середины 80-х и менеджера 2010-го. По статусу они приблизительно равны, оба неженаты, недавно закончили свои институты. Первый, к примеру, работает на заводе или в НИИ, второй – руководитель нижнего звена на частной фирме. Сравнивать их будем по понятным всем категориям.
Зарплата
Зарплата молодого специалиста в Советском Союзе зависела от множества факторов, а именно: места работы, надбавки за вредность и стаж, премий квартальных и годовых. В среднем, для инженера, закончившего вуз пару лет назад, получалось порядка 150 рублей в месяц. Много это или мало, станет ясно по ходу нашего рассказа.
Во избежание ненужных разногласий и споров для менеджера берем зарплату в 30 тысяч рублей.
Одежда
Высшим шиком для молодых людей советской эпохи было носить одежду импортную. При этом фасон ее абсолютно не имел значения. Важна была не зарубежная марка (тогда слово “бренд” практически не знали), а страна изготовления. Заграничную одежду достать (обратите внимание: не купить, а именно достать) было трудно, и за нее приходилось переплачивать. Те, кто имел джинсы, дубленку (итальянские были только у директоров крупных магазинов, партбоссов и кинозвезд), импортные ботинки, костюм и “дедушку” нынешней барсетки под звучным названием “дипломат””, считались модно одетыми.
Давайте прикинем, сколько нашему инженеру надо было работать, чтобы купить что-нибудь из этого набора:
– Джинсы Rifle (150 руб.) – 1 месяц.
– Зимние сапоги импортные (около 300 руб.) – 2-3 месяца.
– Дубленка (от 500 руб.) – 4 месяца.
Все, что считалось престижным четверть века назад, сегодняшний средний класс таковым не считает. Сейчас одежда должна демонстрировать покупательную способность ее обладателя. Поэтому у всех на слуху различные топ-бренды.
Жилье
Квартирный вопрос в советские времена стоял также остро, но под другим углом. Жилье предоставляло государство бесплатно, но в очереди за ним надо было стоять десятилетиями. Правда и платить за квартиру и свет надо было сущие копейки. “Построить” кооперативную квартиру стоило очень дорого (от 6-7 тыс. руб.), а попасть в список “кооператоров” было еще трудней. Поэтому наш молодой инженер, скорее всего, жил с родителями.
Сейчас купить квартиру теоретически можно, но фактически для молодого специалиста абсолютно не по карману. Тем не менее, варианты отдельной самостоятельной жизни имеются: жилье можно без труда снять, а поднатужившись, взять ипотеку.
Автомобиль
Обладание собственной машиной делало молодого инженера очень значительной фигурой. Вопрос о ее марке тогда не стоял – либо “Запорожец” или “Москвич”, а если очень повезет – “Жигули”. Но шансов купить автомобиль у инженера не было никаких. Во-первых, он стоил 40 месячных зарплат (вазовская “трешка”), во-вторых, на машины в советский период очереди были больше, чем на квартиры.
Купить собственный автомобиль для нынешнего менеджера не проблема. Выбор огромен и кредиты дают практически всем. Машина – важный элемент статуса, большинство приобретающих желают иметь круче, чем у соседа.
Кстати, если считать по количеству месячных зарплат, то современный аналог вазовской “трешки” будет “Ауди А4”. Прикинем: 1 млн. 200 тыс. рублей (ее цена) делим на 30 тыс. (зарплата) и получаем тот же временной срок в 40 месяцев для накопления нужной суммы.
Занятно получилось: “Жигули – 1985” против “Ауди А4 – 2010”.
Питание
Вопрос о питании в советские времена был неоднозначным. С одной стороны, продукты в магазинах вроде бы были, и что очевидно, более натуральные и по доступной цене. С другой стороны, выбора не было никакого, а деликатесы всегда были в дефиците. Предел мечты советского человека – “колбасный дождь” с 40 видами этой его любимой еды. Приведу анекдот тех времен. У американского туриста спрашивают: “Когда у вас появляется самая первая клубника?” “В 6 часов утра”. До многих его смысл не доходил и приходилось объяснять.
Тем не менее, рестораны в вечернее время были забиты до отказа, и простому инженеру в 1985 году было труднее попасть туда, чем оплатить ресторанный счет.
В наши годы мечта о “колбасном дожде” воплотилась в жизнь, но оказалась кошмаром. Оказывается, мясо в колбасе заменяют соей и добавляют туда такое, что лучше и не перечислять. Одновременно возникла проблема выбора. Ведь за единственной в магазине “Любительской” проще отстоять очередь.
В 2010 году менеджеру нет проблем закатиться с девушкой в любое кафе или ресторан, но его финансы не позволяют делать это часто.
Понты
Инженеру, кроме машины и модной одежды, произвести впечатление можно было, продемонстрировав, к примеру, двухкассетный японский магнитофон. Правда, и достать его было не так уж и просто. За магнитолу “National” (900 руб.) инженеру надо было работать полгода. Ну а про видеомагнитофон вообще говорить не стоит. Не удивляйтесь, в середине 80-х годов импортный “видак” можно было обменять на машину.
Сегодня можно красиво пустить пыль в глаза, продемонстрировав мобильный телефон подороже, например “iPhon”. С часами немного сложнее. Слишком дорогие нашему менеджеру не по карману. Да и на глазок мало кто способен их оценить. Ну а предметы культа советской эпохи – магнитофоны, телевизоры и видеоаппаратура сегодня никого уже не удивляют.
Мы сделали попытку, оглянувшись на четверть века назад, представить, как далеко, живущий в современной России, ушел вперед от жителя Советского Союза. Чем сегодняшний мужчина 25-ти лет отличается от своего сверстника образца 1985-го года.